Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович рассказал, как «Северный поток — 2» может обойти газовую директиву ЕС

Митрахович рассказал, как «Северный поток — 2» может обойти газовую директиву ЕС

Германия может вывести газопровод «Северный поток — 2» из-под действия антимонопольного законодательства Европейского союза, поскольку заинтересована в нем. Такое мнение Федеральному агентству новостей высказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве Станислав Митрахович.

Таким образом собеседник ФАН прокомментировал решение европейского суда отклонить иски компаний Nord Stream и Nord Stream 2 AG против директивы Евросоюза о распространении газовых норм ЕС на газопроводы других стран.

 

«Верховный суд установил, что директива прямым образом не затрагивает интересы Nord Stream 2 AG и Nord Stream AG», — отмечается в пресс-релизе суда.

 

Эксперт по энергетике Станислав Митрахович пояснил, что антимонопольное право Европейского союза очень «молодо». По его словам, власти ЕС могут по-разному его интерпретировать, тем более что нормативно-правые акты в Европейском союзе часто меняются.

 

«В данном случае «Газпром» имеет дело с таким игроком, который может менять правила игры во время самой игры. Так, газопроводы, которые идут с Азербайджана (система TANAT), получили статус трансъевропейский сети, а поэтому не попадают под антимонопольное регулирование, — объяснил Митрахович в интервью ФАН. — В этом проявляется несправедливость: кому хотят — тому дают. Поэтому все это весьма идеализировано».

 

За последние дни было несколько попыток вывести из-под действия газовых норм ЕС «Северный поток — 2». В частности, оператор газопровода настаивал на том, что документ не должен был трактоваться так, как того хочет европейская комиссия.

 

«Также была попытка вывести «Северный поток — 2» из антимонопольного регулирования. Но сделать это не удалось, потому что он не был построен до мая 2019 года. Значит, что мы не можем вывести его по упрощенной процедуре», — сказал он.

 

Однако существует огромное пространство для других, более сложных вариантов вывода «Газпрома» и «Северного потока — 2» из антимонопольного регулирования, считает Митрахович.

 

«Когда в 2019 году принималась газовая директива, то предполагалось, что страна, на территории которой газопровод переходит из третьих стран, не входящих в состав ЕС, имеет право выводить газопровод из антимонопольного регулирования. Здесь Германия готова России подыграть, потому что в долгосрочном плане она заинтересована в работе «Северного потока — 2», — убежден собеседник ФАН.

 

Помимо этого, существует много других возможностей для выхода из сложившейся ситуации, полагает аналитик.

 

«Можно создать компанию, которая независимо от «Газпрома» будет управлять газом «Северного потока — 2». Кроме того, можно создать компанию, которая будет предоставлять аукционы на бронирование мощности, где «Газпром» станет не единственным покупателем. В рамках существующей проблемы можно поменять российское законодательство, чтобы другие российские компании экспортировали газ в Европу, помимо «Газпрома». Можно продавать газ на входе в «Северный поток — 2», чтобы его покупали европейские компании», — добавил эксперт.

 

Ранее Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) отказало в освобождении «Северного потока — 2» от правил газовой директивы Евросоюза. Причиной данного решения стало то, что газопровод не был введен в эксплуатацию до 23 мая 2020 года, что являлось условием выведения «Северного потока — 2» из-под ограничительных правил.

Проект «Северный поток — 2» включает в себя строительство двух ниток газопровода общей производительностью 55 миллиардов кубометров газа ежегодно от побережья России через Балтийское море до Германии. 

Автор: Денис Рассказов

Источник: ФАН, 20.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики