Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС обложил «Северный поток — 2» санкциями под видом борьбы с монополиями

ЕС обложил «Северный поток — 2» санкциями под видом борьбы с монополиями

Федеральное сетевое агентство Германии 20 мая освободило газопровод «Северный поток» от норм Газовой директивы ЕС. Но позиция по «Северному потоку — 2» так и осталась неизменной: на него европейские нормы распространяются. Как оказалось, директива Евросоюза применяется только в «удобных» случаях и только для российского проекта.

Европа противоречит своим же законам

Согласно директиве, добывающая компания не должна владеть трубопроводом, по которому доставляют ее газ. То есть, «Газпром» должен передать участок трубы, расположенный в 12 милях от Германии, под управление независимой компании. Второе правило — один поставщик должен загружать не более 50 процентов мощности трубы. Если труба рассчитана на 55 миллиардов кубов, то «Газпром» должен загружать в нее не более 27,5 миллиарда кубов газа. Эта директива — свод антимонопольных законов в энергетической сфере.

Но применяются они очень ситуативно. Например, в общении с журналистами Федеральное министерство экономики и энергетики ФРГ называет «Северный поток — 2» «предпринимательским проектом». Это правда: он принадлежит компании Nord Stream AG2, а этой компанией владеет «Газпром» — соответственно, «Северный поток — 2» принадлежит российской госкомпании. При этом «Газпром», по правилам ЕС, владеть трубопроводом не может.

 

«"Северный поток — 2" — это прежде всего предпринимательский проект. Поэтому вопросы, касающиеся завершения работы, должны быть направлены в компанию», — так в апреле ответили в Бундестаге на вопрос «Политики Сегодня» о сроках окончания строительства газопровода.

 

Примечательно, что изначально «Газпром» планировал продать по 10% акций газопровода пяти европейским компаниям, чтобы не быть единственным владельцем «Северного потока — 2» и соблюсти законы ЕС. Но один из членов Евросоюза заблокировал такую возможность: традиционно, это был польский антимонопольный регулятор. То есть, Евросоюз сделал все, чтобы «Газпром» не смог следовать их же правилам. И проект по-прежнему на 100 процентов «газпромовский». Но есть еще одна проблема: правило, запрещающее пользоваться газопроводом единственному поставщику. 

Антироссийские санкции под видом борьбы с монополией

Антимонопольный комплекс, призванный развивать конкуренцию, по факту используется Европой в отношении «Северного потока — 2» как санкции, подтверждает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

 

«"Газпром" который год доказывает, что там, где нет альтернативных поставщиков, нужно давать 100 процентов мощности загрузки одному поставщику, что в общем-то во всех случаях, кроме как с российским газом, выполняется. Азербайджан поставляет так — ему дали исключение из требований европейского энергопакета. То есть в самом законодательстве ЕС это прописано, что это антимонопольные законы, не санкции. Хотя по факту они применяются к "Северному потоку — 2" как санкции», — рассказал Юшков в интервью «Политике Сегодня».

 

«Газпром» пытался добиться справедливости от ЕС и в ситуации с первым «Северным потоком». Эта труба разделяется на две части: газопровод Nel идет до Германии, а транзитом через Германию идет газопровод Opal — он проходит в Чехию и заканчивается в Австрии. Nel получил исключение из европейского энергопакета, а Opal нет. Почему — непонятно.

Трубы начинаются в одной точке, где выходит «Северный поток» на берег. Туда не приходит ни один другой газопровод: там не может быть терминала. И физически не может быть никакого другого газа, кроме российского. Даже потенциальную конкуренцию представить сложно, подчеркивает Юшков. С морскими газопроводами ситуация еще более абсурдна: как на глубине моря должны появиться альтернативные Газпрому поставщики?

 

«Эти нормы были введены, когда началось строительство "Северного потока — 2" и ни к одному другому газопроводу они не применяются. Де-факто, это санкция. Когда было обсуждение применения норм европейского энергопакета к морским газопроводам, юридическая служба Еврокомиссии дважды дала отрицательный отчет и сказала, что применять их — незаконно, потому что таким образом распространяются европейские законы на юрисдикцию других стран — газопровод ведь начинается в России», — объясняет эксперт.

 

Но даже если ЕС останется непреклонен в применении директивы к «Северному потоку — 2», у «Газпрома» есть возможность к нему подстроиться — например, передать участок трубы у берегов Германии «независимому оператору». Для этого можно просто нанять стороннюю управляющую компанию.

Автор: Тимофей Булочкин

Источник: Политика сегодня, 21.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики