Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запрет импортного топлива пополнит бюджет. Но как это отразится на россиянах?

Запрет импортного топлива пополнит бюджет. Но как это отразится на россиянах?

Ввоз импортного топлива в Россию запретили до 1 октября. Такое постановление утвердило правительство. Под ограничение попали моторный бензин, дизельное и судовое топливо и авиакеросин. Введенная мера ничего не поменяет в жизни обычного российского водителя. Сэкономить на АЗС он не сможет, даже если бы этого запрета не было. Однако российский бюджет получил дополнительную статью дохода. 

 

Перекрытые потоки

Под постановление правительства о запрете импорта топлива на территорию России не попадут транзитные поставки сырья через территорию нашей страны. Кроме того действие документа не будет распространяться на топливо и его запасы, которое используется непосредственно в пути следования, а также на импорт бензина физическими лицами для личного пользования.

Запрет должен обеспечить стабилизацию ситуацию на внутреннем рынке топлива и обеспечить энергетическую безопасность страны.

О необходимости ввести полугодовое ограничение на поставки импортного топлива говорил министр энергетики Александр Новак. По его словам, это станет фактором поддержки отечественной нефтяной промышленности и ограничит приток дешевого топлива с белорусских нефтеперерабатывающих заводов. По его словам, это мера вынужденная, хоть и не очень рыночная.

Это происходит на фоне ситуации с коронавирусной инфекцией, которая привела к существенному сокращению мирового потребления топлива. Свою роль сыграл и развал сделки ОПЕК+. В итоге рынки столкнулись с небывалой ситуацией: объем добываемой нефти огромный, но девать его некуда. На бирже продавцы нефтяных фьючерсов начали приплачивать потенциальным покупателям, только бы сбыть их с рук. Для российских нефтедобывающих компаний продажа сырья на внутреннем рынке оказалась выгоднее, чем экспорт.

Обратный механизм

Импортировать бензин для потребления на внутреннем рынке намного выгоднее, чем забирать его у российских нефтепереработчиков. Из-за демпферного механизма стоимость отечественного топлива выше, чем у иностранного. Об этом «360» рассказал ведущий эксперт фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Власти ввели демпферный механизм в 2019 году. При помощи него они призывали удерживать цены на бензин и дизель на стабильном уровне. Если цены на экспортную нефть низкие, то нефтяники платят в бюджет деньги за продажу моторного топлива. Если экспортные цены пошли вверх, то государство платит компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизельное топливо внутри страны.

Игорь Юшков отметил, что в сторону, когда нефтяники начали платить в бюджет за возможность оставаться на внутреннем рынке механизм демпфера заработал впервые. 

Раньше работало наоборот. Всегда было выгоднее экспортировать нефть, вместо того, чтобы ее перерабатывать на внутреннем рынке. А чтобы был паритет пришлось бы на внутреннем рынке повышать цены на топливо. Чтобы нефтяные компании этого не делали был вот этот договор. - Игорь Юшков, ведущий эксперт фонда национальной энергетической безопасности

Демпферный механизм приводит к тому, что цена на российское топливо выше, чем на импортное. Но, по словам эксперта, решение правительства, это просто перестраховка.

Импорт на «минималках»

В год Россия потребляет бензина, дизеля, мазута и авиакеросина до 90 миллионов тонн в год. Доля импортного топлива в этом потоке минимальна — десятки тысяч тонн. Из-за ситуации с коронавирусом объем потребления топлива сократился в апреле на 40−50%.

«Даже если мы выйдем на уровень 70 миллионов тонн, то десятки тысяч тонн в месяц все равно погоды не сделают. Это не очень большая проблема с импортным бензином. Просто государство решило подстраховаться и такой вот запрет ввести», — заявил Игорь Юшков.

При этом даже без запрета импортного топлива цены на бензин для российских водителей остались бы без изменений. Так как закупаются очень небольшие объемы, а если их еще и раскидать по стране, то это привело бы к снижению только на несколько копеек.

Однако если бы Россия полностью открыла свой внутренний рынок для внешних топливных компаний, то да, цены бы на топливо снизились, но бюджет лишился бы сейчас дополнительных поступлений. 

В марте Минфин отчитался, что по демпферному механизму бюджет пополнился на 10,5 миллиардов рублей. Это позволило сократить траты из Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счет компенсации выпадающих доходов от снижения экспортных пошлин на нефть и газ.

Авторы: Анатолий Минкин, Ольга Нижельская

Источник: «360», 25.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики