Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запрет импортного топлива пополнит бюджет. Но как это отразится на россиянах?

Запрет импортного топлива пополнит бюджет. Но как это отразится на россиянах?

Ввоз импортного топлива в Россию запретили до 1 октября. Такое постановление утвердило правительство. Под ограничение попали моторный бензин, дизельное и судовое топливо и авиакеросин. Введенная мера ничего не поменяет в жизни обычного российского водителя. Сэкономить на АЗС он не сможет, даже если бы этого запрета не было. Однако российский бюджет получил дополнительную статью дохода. 

 

Перекрытые потоки

Под постановление правительства о запрете импорта топлива на территорию России не попадут транзитные поставки сырья через территорию нашей страны. Кроме того действие документа не будет распространяться на топливо и его запасы, которое используется непосредственно в пути следования, а также на импорт бензина физическими лицами для личного пользования.

Запрет должен обеспечить стабилизацию ситуацию на внутреннем рынке топлива и обеспечить энергетическую безопасность страны.

О необходимости ввести полугодовое ограничение на поставки импортного топлива говорил министр энергетики Александр Новак. По его словам, это станет фактором поддержки отечественной нефтяной промышленности и ограничит приток дешевого топлива с белорусских нефтеперерабатывающих заводов. По его словам, это мера вынужденная, хоть и не очень рыночная.

Это происходит на фоне ситуации с коронавирусной инфекцией, которая привела к существенному сокращению мирового потребления топлива. Свою роль сыграл и развал сделки ОПЕК+. В итоге рынки столкнулись с небывалой ситуацией: объем добываемой нефти огромный, но девать его некуда. На бирже продавцы нефтяных фьючерсов начали приплачивать потенциальным покупателям, только бы сбыть их с рук. Для российских нефтедобывающих компаний продажа сырья на внутреннем рынке оказалась выгоднее, чем экспорт.

Обратный механизм

Импортировать бензин для потребления на внутреннем рынке намного выгоднее, чем забирать его у российских нефтепереработчиков. Из-за демпферного механизма стоимость отечественного топлива выше, чем у иностранного. Об этом «360» рассказал ведущий эксперт фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Власти ввели демпферный механизм в 2019 году. При помощи него они призывали удерживать цены на бензин и дизель на стабильном уровне. Если цены на экспортную нефть низкие, то нефтяники платят в бюджет деньги за продажу моторного топлива. Если экспортные цены пошли вверх, то государство платит компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизельное топливо внутри страны.

Игорь Юшков отметил, что в сторону, когда нефтяники начали платить в бюджет за возможность оставаться на внутреннем рынке механизм демпфера заработал впервые. 

Раньше работало наоборот. Всегда было выгоднее экспортировать нефть, вместо того, чтобы ее перерабатывать на внутреннем рынке. А чтобы был паритет пришлось бы на внутреннем рынке повышать цены на топливо. Чтобы нефтяные компании этого не делали был вот этот договор. - Игорь Юшков, ведущий эксперт фонда национальной энергетической безопасности

Демпферный механизм приводит к тому, что цена на российское топливо выше, чем на импортное. Но, по словам эксперта, решение правительства, это просто перестраховка.

Импорт на «минималках»

В год Россия потребляет бензина, дизеля, мазута и авиакеросина до 90 миллионов тонн в год. Доля импортного топлива в этом потоке минимальна — десятки тысяч тонн. Из-за ситуации с коронавирусом объем потребления топлива сократился в апреле на 40−50%.

«Даже если мы выйдем на уровень 70 миллионов тонн, то десятки тысяч тонн в месяц все равно погоды не сделают. Это не очень большая проблема с импортным бензином. Просто государство решило подстраховаться и такой вот запрет ввести», — заявил Игорь Юшков.

При этом даже без запрета импортного топлива цены на бензин для российских водителей остались бы без изменений. Так как закупаются очень небольшие объемы, а если их еще и раскидать по стране, то это привело бы к снижению только на несколько копеек.

Однако если бы Россия полностью открыла свой внутренний рынок для внешних топливных компаний, то да, цены бы на топливо снизились, но бюджет лишился бы сейчас дополнительных поступлений. 

В марте Минфин отчитался, что по демпферному механизму бюджет пополнился на 10,5 миллиардов рублей. Это позволило сократить траты из Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счет компенсации выпадающих доходов от снижения экспортных пошлин на нефть и газ.

Авторы: Анатолий Минкин, Ольга Нижельская

Источник: «360», 25.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики