Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Идеальный шторм»: экономист объяснил остановку транзита по газопроводу Ямал — Европа

«Идеальный шторм»: экономист объяснил остановку транзита по газопроводу Ямал — Европа

Транзит газа по трубопроводу Ямал — Европа из России в Германию через польскую территорию полностью остановлен. Почему это происходит и потеряет ли Газпром рынки сбыта в ЕС, «Вечерняя Москва» узнала у ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, старшего научного сотрудника Финансового университета при правительстве РФ Станислава Митраховича.

Причина прекращения поставок газа по трубопроводу Ямал — Европа вызвана падением спроса на топливо в Старом Свете на фоне коронавирусной пандемии.

— Сейчас на рынке газа, как и нефти, существует перепроизводство. Сложился идеальный шторм. Из-за коронавируса упало потребление. В этом году в Европе была теплая зима, соответственно, много газа осталось в хранилищах. Много газа было накоплено в ожидании перебоев с украинским газом, — сказал Митрахович.

Дополнительное давление на российские поставки оказал ввоз сжиженного природного газа (СПГ) в Европу, в том числе из США. За последние годы европейские страны наращивали ввоз СПГ. Однако сейчас экспорт приходится сокращать не только Газпрому, но и поставщикам СПГ.

Несмотря на снижение экспорта, в отличие от других игроков у России «нет дефицита с транспортными мощностями», говорит эксперт. Газпром продает газ через Украину в Турцию по «Голубому потоку» и «Турецкому потоку», а также в Германию через «Северный поток — 1». Из-за падения спроса поставки в ЕС и Турцию в этом году могут сократиться на 35 миллиардов кубометров по сравнению с 200 млрд в прошлом году.

Долгосрочный контракт по трубе Ямал — Европа уже завершился. Сейчас проводятся аукционы по бронированию мощностей на каждый день. Высвободившиеся по польскому транзиту объемы можно перебросить на Украину.

— Если Польша не хочет долгосрочного контракта, Газпром может перебрасывать транзит газа с Польши на Украину. С Украиной есть контракт до 2024 года. Украинский маршрут недозагружен, туда есть еще что пропихнуть, — подчеркнул Митрахович.

Как и на рынке нефти, в газовой отрасли ценовая война будет обострять борьбу за рынки сбыта. Конкуренты Газпрома будут сходить с дистанции, так как себестоимость их поставок выше, чем у российского трубопроводного газа.

— Кто-то сойдет с дистанции. Главное — сохранить рынки, — добавил эксперт.

Он обратил внимание на то, что кризис перепроизводства затронул не только энергетику, но и другие сферы экономики. Производителям пива в Германии, молока в Италии и цветов в Голландии приходилось утилизировать свою продукцию.

— Такие эффекты бывают в капиталистической экономике, особенно в условиях коронавируса. Вспомните апельсиновые острова в океане во время Великой депрессии, — заметил Митрахович.

Ранее аналитики предупредили о том, что стоимость газа в Европе может упасть до отрицательных значений. На торгах 22 мая цены на голландской торговой площадке TTF с поставками на следующий день рухнули на 30 процентов до нового исторического минимума — до $26,4 за 1 тыс. куб. м.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 26.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики