Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Хотелки» «Газпрома» профинансируют за счет народа

«Хотелки» «Газпрома» профинансируют за счет народа

Денег на мегапроект газового монополиста у правительства нет, на него попросят скинуться россиян

Проект «Газпрома» и «Русгаздобычи» в Усть-Луге сможет привлекать финансирование за счет средств граждан. Об этом, как пишет РБК, заявил глава ВЭБ Игорь Шувалов.

Он пояснил, что ранее предполагалось профинансировать проект средствами Фонда национального благосостояния, однако эти планы изменил кризис. По слова Шувалова, в текущих обстоятельствах ВЭБ не будет запрашивать дополнительные деньги из фонда.

Он добавил, что ВЭБ будет искать другие формы привлечения инвестиций:

«Будем вести переговоры с Минфином, но наш запрос такой: надо использовать деньги иностранных партнеров, российского рынка, приглашать к участию в инвестировании граждан, подумать, в каких формах это можно сделать. Мы считаем, что можно создавать фонды коллективных инвестиций, куда люди будут заинтересованы вкладывать, понимая, что они, например, акционеры Усть-Луги».
Шувалов также заявил, что считает целесообразным привлекать иностранных партнеров не на начальной стадии проекта, а уже после начала работы комплекса.

Отметим, что стоимость проекта оценивается в 2,4 трлн. руб. 

— Это предприятие, которое объединяет в себе завод по сжижению газа и крупный газохимический комплексом компании «Русгаздобыча», — поясняет эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич.

— Вернее, должно объединить. Реализация этой затеи ставилась под сомнение даже до эпидемии коронавируса, а сейчас вопросов стало еще больше. По ряду причин реализация новых СПГ-проектов сопряжена с большими рисками их неокупаемости. Кстати, это отмечают сами представители «Газпрома», кидая камень в огород «Новатэка».

«СП»: — Сообщается, что комплекс должен вырабатывать 13,3 миллиона тонн СПГ, 2,2 миллиона тонн сжиженных углеводородных газов и 3,6 миллиона тонн этана. Много ли это? Этот комплекс уникален или есть подобные? Покроет ли он потребности страны?

— По этану сказать не могу, а 13,3 миллиона тонн сжиженного газа — это очень большая цифра, сопоставимая с проектной мощностью «Ямал СПГ» (16,5 миллиона). Для России комплекс уникальный, и это преподносится как одно из главных его преимуществ — на одной площадке объединены производство газа и этана. То есть зависимость от газовой составляющей (и, соответственно, от цен на голубое топливо) действительно снижается. В одном из исследований Сколково это называется «практическая реализация новой экономической модели комплексной монетизации углеводородных запасов». Замысловатый термин, но суть, думаю, ясна.

«СП»: — По мнению аналитиков, СПГ из Усть-Луги позволит Газпрому выдержать конкуренцию на европейском рынке в случае снижения трубопроводных поставок. Так ли это?

— Собственно, смысл проекта в этом и заключается. «Газпром» не может больше игнорировать рост сегмента СПГ. И изначально планировалось, что тот же «Балтийский СПГ» будет доставлять газ либо в те европейские страны, куда не доходят трубы «Газпрома», либо на другие рынки. Но сегодня сжиженный газ уже конкурирует с трубопроводным. «Новатэк» создает реальную конкуренцию «Газпрому» — это же не секрет. Я не вижу перспектив сколь-нибудь ощутимого снижения трубопроводных поставок «Газпрома» в Европу (если нынешнюю кризисную ситуацию вынести за скобки). Зато новый крупный СПГ-проект в Усть-Луге может создать дополнительное давление на цены. Это палка о двух концах.

«СП»: — Ранее предполагалось, что деньги на комплекс выделит правительство из Фонда национального благосостояния, но кризис вынудил скорректировать планы. Почему? В ФНБ денег не нашлось?

— Насколько мне известно, окончательное решение по привлечению средств ФНБ для финансирования «Балтийского СПГ» принято не было. В Министерстве финансов лишь допускали, что такой вариант возможен. Все остальное — это инсайды средств массовой информации, которые пока (или уже) не подтвердились. Но даже если планы субсидирования проекта были, от них пришлось отказаться.

Деньги из ФНБ сегодня используются для компенсации «выпадающих» доходов бюджета. Причем «выпадают» они из-за катастрофического проседания цен на углеводороды. В этих условиях вкладывать сотни миллиардов казенных рублей на строительства нового СПГ-гиганта — затея, мягко говоря, сомнительная.

«СП»: — Одним из вариантов, где взять деньги на строительство, считается создание фондов коллективных инвестиций граждан. Такое часто практикуется? И много может быть желающих среди граждан? Им это зачем?

— Думаю, этот вопрос лучше адресовать финансистам. Могу только сказать, что рынок коллективных инвестиций в России довольно слабо развит. Едва ли это действенный инструмент для реализации газовых мегапроектов. К тому же, в контексте «Балтийского СПГ» этот вариант раньше не рассматривался — я такого не припоминаю. Может, это уже жест отчаяния.

«СП»: — Также рассматриваются традиционные варианты привлечения российских и зарубежных инвесторов. С этим не ожидается проблем? Инвесторы охотно вкладываются в проекты «Газпрома» на фоне его проблем с американцами?

— Проблемы как раз ожидаются. У «Газпрома» с СПГ отношения складываются отнюдь не лучшим образом. Было много наполеоновских планов — а по факту пока ничего не получается. Отчасти это выбор самого «Газпрома», который уже не раз задумывал реализовать большой СПГ-проект, а потом отказывался от него в пользу старого-доброго трубопроводного газа. К строительству «Балтийского СПГ» изначально планировалось привлечь Shell, «Газпром» даже подписал с ней несколько документов. Но британо-нидерландская компания вышла из проекта, когда изменилась его первоначальная концепция — к СПГ-заводу добавился газохимический комплекс.

С тех пор я не припомню, чтобы кто-то набивался в партнеры «Газпрома» по «Балтийскому СПГ». А без сильного западного партнера вроде той же Shell трудно выйти на рынок международных заимствований.

«СП»: — Насколько такая практика привлечения средств госкорпорациями может сохраниться после кризиса?

— По логике вещей, она не должна сохраниться. Российские власти устами отдельных чиновников уже признают, что нужно искать новые источники наполнения казны — развивать инновационные технологии, производить продукцию с высокой добавленной стоимостью и т. д. Нефтегаз больше не будет генерировать баснословные доходы. Поэтому и к субсидиям этой отрасли нужно подходить более чем осторожно.

— Проект комплекса в Усть-Луге является продолжением проекта «Балтийский СПГ», — рассказывает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Он был инициирован «Газпромом» в ответ на появление проекта «Ямал-СПГ» компании «Новатэк». «Новатэк» просил Путина предоставить ему право самостоятельного экспорта газа в сжиженном состоянии для «Ямал-СПГ». «Газпром» настаивал на том, чтобы государство обязало «Ямал-СПГ» направлять весь СПГ в Азию. А «Новатэк» указывал, что не нужно вводить ограничений, т.к. если СПГ с Ямала и пойдет в Европу, то в те страны, куда труба «Газпрома» не доходит — в Испанию, Португалию и т. д. «Газпром» в ответ сказал, что в эти страны и сам будет поставлять СПГ и инициировал проект «Балтийский СПГ».

Он предполагал просто строительство СПГ-завода, и партнером «Газпрома» был Shell. Но в итоге в таком формате проект был неконкурентоспособен. Льгот на НДПИ ему не дали, европейский рынок СПГ перенасыщен, да еще и до СПГ завода нужно газ прокачивать по трубе от Ямала. И после ухода Shell из проекта «Газпром» заявил, что не закроет проект, а переформатирует и за счет выделения и продажи других газов и производства СПГ в сумме проект будет рентабельным. Но до сих пор этой уверенности нет.

Объемы производства на будущем заводе большие. И при нынешней насыщенности рынка опять же встает вопрос, что цены будут довольно низкими, и проект может оказаться низкорентабельным. Внутренний рынок нашей страны скорее может поглотить лишь небольшую часть этих объемов. СУГ и так производится на разных предприятиях, СПГ фактически полностью ориентирован на экспорт (рядом уже работает «Высоцк- СПГ» и «Газпром» будет запускать среднетоннажный СПГ-завод, которые обеспечат потребности в бункеровке. Разве что этан может быть частично востребован на внутреннем рынке. Но в целом весь проект экспортно-ориентированный.

«СП»: — Почему передумали финансировать из ФНБ?

— У ФНБ на проект нет денег. ФНБ сейчас будет закрывать дыру в бюджете, так как доход от экспорта углеводородов в 2020 г. будет меньше, чем предполагалось. Также ФНБ пойдет на финансирование мер поддержки экономики после коронавируса. На такие проекты как комплекс в Усть-луге в ФНБ нет денег.

СПГ из Усть-Луги будет сложно конкурировать на рынке, так как у него высокая себестоимость. НДПИ на этот объем не обнуляют как это было в случае «Ямал-СПГ», другие налоговые льготы также не дают. Получается «Газпром» будет добывать газ на Ямале, прокачивать его в Ленинградскую область, там сжижать и потом экспортировать. Это очень длинная и затратная цепочка. Если «Газпром» будет просто продавать СПГ на спотовом рынке, то этот объем уже начнет конкурировать с его собственными трубопроводными поставками в Европу. Но «Газпром» рассчитывает, что сможет поставлять газ не только в Европу, но и в страны Центральной и Южной Америки, например. Но вопрос рентабельности СПГ сегмента — основная проблема проекта.

«СП»: — А как насчет идеи «народного финансирования»?

— Думаю, что идея Шувалова профинансировать «всем миром» вряд ли найдет много сторонников. Во-первых, у простых граждан нет денег на подобные траты. Раз уж ФНБ приходится проедать, значит в стране не все в порядке в экономической сфере. Так почему же у людей должны быть лишние деньги, которые они могут потратить на долгосрочные инвестиции. Во-вторых, люди только-только разобрались, что такое депозитные вклады в банках. Другие продукты: накопления и инвестирования для физических лиц, в большинстве случаев, страшны. Люди не понимают, что такое облигации и прочие инструменты и боятся, считая, что это все разводка и обман. И в целом их страхи можно понять, учитывая, сколько пирамид и прочих мошенников было и есть в России.

Однако то, что про подобную схему говорит Шувалов, может указывать на иную схему получения народных денег. ВЭБ управляет средствами «молчунов» и не исключено, что эти средства могут быть направлены на финансирования проекта в Усть-Луге. Причем все это может быть оформлено не как простой кредит от ВЭБа «Газпрому», а как покупка ВЭБом для физических лиц (на их пенсионные накопления) облигаций инвестпроекта «Газпрома». В этом случае риски срыва проекта в Усть-Луге будут лежать не на ВЭБе, а на простых гражданах. Это им не вернут деньги, а не ВЭБу. Но пока это только предположение.

В целом, я сомневаюсь, что люди будут добровольно покупать облигации газпромовского проекта. А тех, кто на это пойдет слишком мало, и их денег не хватит.

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 27.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики