Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Посол-скандалист хлопнул дверью по «Северному потоку-2»

Посол-скандалист хлопнул дверью по «Северному потоку-2»

Глава американской дипмиссии потребовал от Германии «перестать прикармливать зверя»

Вашингтон планирует ввести дополнительные ограничительные меры против «Северного потока-2». Об этом немецкому изданию Handelsblatt заявил посол США в Германии Ричард Гренелл.

Тот самый Гренелл, который ранее в грубой форме угрожал санкциями немецким бизнесменам за поддержку этого проекта. Его миссия в Берлине подходит к концу. И, видимо, напоследок он решил еще раз указать немцам, на чьей стороне они обязаны быть, когда на кону стоят интересы и престиж Соединенных Штатов.

Во всяком случае, в выражениях американский посол не стеснялся, потребовав от Германии, которая «сама недостаточно платит для НАТО», «прекратить прикармливать зверя» и пересмотреть политику в отношении России.

«Вы делаете большую ошибку, если думаете, что американское давление снято. Вы не знаете американцев», — заявил дипломат. 

Он также сообщил, что на прошлой неделе провел встречу с членами Конгресса, и новые санкции в отношении «Северного потока-2» якобы одобрили представители обеих партий (демократы и республиканцы — прим.), «несмотря на предвыборную борьбу». Поэтому, полагает он, «законотворческий процесс может пройти быстро».

По словам Гренелла, цель очередного пакета рестрикций — помешать ввести трубу в строй. Как это будет реализовано на практике, он не пояснил. Но отметил, что одним из видов санкций могут быть штрафы обслуживающих объект компаний.

В свою очередь пресс-секретарь оператора Nord Stream 2 Йенс Мюллер, комментируя выпады американского дипломата, заявил, что «скорейшая сдача в эксплуатацию трубопровода СП-2 отвечает интересам европейских потребителей». Любые угрозы санкциями он назвал «незаконной дискриминацией европейских компаний» и «нарушением международного права».

Глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев, между тем, обратил внимание на один курьезный момент во все этой «ограничительной» истории.

А именно, как министр энергетики США на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале текущего года заверял своих партнеров, что Россия не сможет достроить «Северный поток-2» в условиях американских санкций, потому что у нее нет необходимых технологий.

«Нынешние санкционные угрозы свидетельствуют: американцы все же в нас верят, причем больше, чем кто-либо другой», — написал сенатор у себя в Facebook.

Удручает, по его словам, другое — «стремительная деградация Америки из глобальной державы, задававшей тон в формировании мировых экономических институтов, в агрессивного своекорыстного диктатора, у которого в арсенале не осталось никаких мер, кроме санкций. Ведь эти экономические репрессии не достигают заявленных целей — изменить поведение других стран. Даже маленькая Куба не меняет себя в угоду огромному соседу. Тем более не будут этого делать Китай или Россия, а ведь под американскими санкциями сейчас находится более половины населения планеты. То есть цель — не давление, а сам ущерб».

При этом Косачев отметил, что причинение значительного экономического ущерба в целях подчинения собственной идеологии — это мало чем отличается от «классического» терроризма. США, по его словам, «превратились в мирового шантажиста № 1, от которого страдают даже собственные союзники».

На самом деле, «Северный поток-2» не дает покоя американским законодателям давно. Фактически с того момента, как успешная эксплуатация первой нитки «Северного потока-1» позволила говорить о расширении нового маршрута доставки газа в Европу в два раза — до 110 млрд. кубометров в год. Летом 2015 года соглашение о строительстве было подписано. Причем, проект не является сугубо российским, в нем также участвуют австрийская, голландская, немецкая и французская компании. Что, однако, никак не сказывается на твердом желании властей США не дать ему завершиться.

Пакет ограничительных мер, введенных против «второго потока» американскими законодателями, и так уже огромен. Однако фантазии господ конгрессменов и сенаторов продолжают бить ключом…

Что еще они могут придумать, и есть ли основания беспокоиться за судьбу проекта?

— Знаете, спекулировать на теме фантазий американских идеологов санкционной войны, совсем не хочется, — комментирует ситуацию замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Но я бы отметил несколько моментов.

Прежде всего, что никакие санкции не смогут предотвратить завершение строительства газопровода и его ввод в эксплуатацию. А деструктивные действия США лишь увеличивают конфронтацию с Европой и усугубляют раскол в Североатлантическом альянсе.

Напомню также, что господин Гренелл, который является символом беспардонного вмешательства Вашингтона в экономическую политику Германии и Евросоюза, уходит со своего поста, прослужив всего два года.

«Северный поток-2» в любом случае достроят, уверен директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

— Американские санкции уже способствовали тому, что почти завершенный проект пришлось отложить, чтобы найти компании, которые могут его достроить. И все остальное, что они могут дальше реализовывать, касается, скорей всего, будущей эксплуатации проекта. В разных вариациях.

Но здесь за них я придумывать не хочу — пусть думают сами. Проект по любому будет достроен.

«СП»: — Одним из видов санкций, по словам Гренелла, могут быть штрафы обслуживающих компаний. Имеется в виду компания-оператор или какие-то другие?

— По-видимому, речь идет о сервисных компаниях, которые будут заниматься ремонтом и эксплуатацией трубы. Потому что оператора, как такового, нет. Есть проектная, так сказать, «портфельная» компания Nord Stream-2 — она имеет европейскую юрисдикцию.

На «Газпром» они тоже никакие санкции напрямую не накладывали по этому поводу.

Конечно, фантазии у них могут быть самые разные. Не хочу, повторюсь, за них это делать. Но это касается будущей эксплуатации, по всей видимости. Потому что все, что можно в части строительства, они уже реализовали через военный бюджет.

То есть, не имея возможностей как-то повлиять на проект, американцы внесли санкции против фирм, участвующих в его реализации, в закон «О национальной обороне на 2020 год». После этого швейцарская компания-трубоукладчик Allseas, как известно, остановила работы, и России пришлось брать на себя завершение строительства газопровода.

Куда дальше Штаты зайдут, посмотрим. Но предложения по санкциям должны быть еще приняты.

«СП»: — Посол говорит, что это как раз много времени не займет…

— Есть один нюанс. Я напомню, что так называемые «адские санкции» против «Северного потока-2» были приняты Конгрессом еще в августе 2018 года. И там оговаривается, что они могут быть введены по решению президента США. На такой формулировке, с использованием глагола «могут», настояли европейцы.

С тех пор Трамп неоднократно заявлял, что он не будет применять санкции против «Северного потока -2». Даже на территории Германии говорил.

Так что, в принципе, набор санкций, давно существует, просто эти санкции не прямого действия. И они не введены.

«СП»: — Но швейцарскую компанию, которая занималась укладкой труб, все же выдавили из проекта…

— В данном случае, речь шла об угрозе применения прямых санкций, которые прописаны в том самом законе о военном бюджете.

Те же, что были утверждены в августе 2018 года, давали возможность президенту США принять ограничения в отношении компаний, которые будут инвестировать, поставлять товары и услуги на определенную сумму денег и т. д. Но эти санкции не были введены.

«СП»: — Для завершения газопровода осталось проложить, если не ошибаюсь, около 160 км. Когда начнутся работы?

— Основные работы, скорей всего, начнутся осенью. Заниматься укладкой будут наши два судна — «Академик Черский» и баржа «Фортуна».

«Фортуна» сейчас на якоре в немецком порту Муркан, где отгружают трубы для «Северного потока-2». Собственно, она там стоит уже несколько месяцев. У нее нет динамического позиционирования — т.е. возможности отслеживать трассу в динамике при прокладке.

«Академик Черский» тоже где-то в том же районе находится. И он технологически должен быть немного дооснащен, чтобы подобные трубы варить.

Но то, что работы будут завершены, точно совершенно. Это задача принципиальная, задача № 1.

Сроки, конечно, могут варьироваться: либо это конец этого года, либо — начало следующего. Это будет зависеть, в общем, от ряда причин. Но если с погодой все будет нормально, и сами корабли технологически будут готовы, то, думаю, в течение нескольких месяцев реализовать все получится. Конечно, от скорости прокладки еще будет зависеть. Поскольку наши, понятно, будут медленнее идти, чем швейцарцы. Швейцарцы здесь самые быстрые в мире.

Но в обозначенные сроки, скорей всего, уложимся. Главное, что корабли есть, они смогут все сделать и требуются минимальные манипуляции для этого.

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 28.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики