Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Владельцам АЗС разонравился демпфер

Владельцам АЗС разонравился демпфер

Пойдет ли правительство на такие изменения

Владельцы заправок попросили ФАС изменить регулирование цен на бензин. Независимый топливный союз предлагает остановить действие так называемого демпферного механизма, когда при высоких ценах на нефть государство доплачивает нефтяникам, чтобы те сдерживали цены на бензин внутри страны, а при низких, — наоборот, компании платят бюджету.

По мнению главы НТС Павла Баженова, именно демпфер сейчас не дает ценам на топливо опуститься, хотя к этому есть все предпосылки. Он также предлагает отменить запрет на импорт бензина и фактически повысить обязательные квоты для нефтяников на продажу топлива на внутреннем рынке:

«Де-факто демпфер стал основным налогом на топливный рынок, и он очень сильно сказывается на ценообразовании. Для справки, по бензину демпфер по апрелю это 18-19 тыс. руб. на тонну. Это почти 40% оптовой цены. Это очень много. Естественно, в связи с этим у нас цена начала расти, несмотря на все экономические условия для того, чтобы она падала. И регуляторные меры правительства по снижению объемов реализации, по запрету импорта — это меры, направленные на поддержку переработки, но не путем отказа от собственной доходности, а путем перераспределения маржи между розницей и НПЗ. В итоге отрасль в проигрыше, потребитель в проигрыше, но бюджет остается при своих.

Если отменить демпфер, появится экономический запас прочности.

Безусловно, весь размер демпфера в цену не будет включен в качестве вычета, тем не менее, вполовину вполне можно прогнозировать. А дальше увеличение объемов реализации создаст давление тоже в силу абсолютно рыночных факторов. После того, как у нас цена пойдет вниз, — она неизбежно пойдет вниз в этих реалиях, — естественно, создастся экономическая возможность для снижения розничных цен. А дальше конкуренция сделает свое дело.

В перспективе 2020 года, я уверен, что цены могут только снизиться. Ну а дальше все будет зависеть от двух факторов. Первый фактор — это аппетиты бюджета и желание повышать акцизы и прочее, потому что, естественно, корректировка налогового режима очень сильно сказывается на отрасли. Ну, а во-вторых, рыночная конъюнктура на внешних рынках, потому что мы страна-экспортер, и наши нефтяные компании в любом случае сверяли часики по внешним ценам».

Пойдет ли государство на такие изменения? Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник уверен, что регуляторы оставят все как есть — проще держать цены на бензин стабильными, не давая им ни сильно подняться, ни сильно снизиться:

«Демпфер себя оправдывает в стратегическом понимании. И, как мы видим, цены на нефть уже не $20 за бочку Brent, а уже и $35, и цель к $40 прийти летом. То есть по большому счету конъюнктура мировых цен выравнивается, соответственно, будет демпфер работать более эффективно с точки зрения нефтяных компаний, то есть им придется в меньшей степени доплачивать в данный момент в бюджет. Так что механизм пока себя оправдывает. Сейчас нет движения в рознице. Сомневаюсь, что регулятор услышит инициативу. Нам важно идти по пути того, что цены на бензин не росли выше годовой инфляции.

Не будет гарантий того, что мы не будем прибегать к экстренным совещаниям в связи с очередным всплеском или топливным кризисом — в последние пять - семь лет это было особо чувствительным, и пришли к демпферу. Но, конечно, есть более эффективные модели — повышение конкурентной среды, но в наших реалиях к таким вещам прийти трудно, в условиях олигополистического доминирования нескольких игроков на рынке. Так у нас устроен рынок нефтепроизводителей».

Сейчас из-за низких цен на нефть демпферный механизм приносит казне доход. По данным Минфина, только в марте этого года бюджет получил 10,5 млрд руб. от нефтяных компаний.

Автор: Иван Якунин

Источник: Коммерсантъ FM, 28.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики