Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Владельцам АЗС разонравился демпфер

Владельцам АЗС разонравился демпфер

Пойдет ли правительство на такие изменения

Владельцы заправок попросили ФАС изменить регулирование цен на бензин. Независимый топливный союз предлагает остановить действие так называемого демпферного механизма, когда при высоких ценах на нефть государство доплачивает нефтяникам, чтобы те сдерживали цены на бензин внутри страны, а при низких, — наоборот, компании платят бюджету.

По мнению главы НТС Павла Баженова, именно демпфер сейчас не дает ценам на топливо опуститься, хотя к этому есть все предпосылки. Он также предлагает отменить запрет на импорт бензина и фактически повысить обязательные квоты для нефтяников на продажу топлива на внутреннем рынке:

«Де-факто демпфер стал основным налогом на топливный рынок, и он очень сильно сказывается на ценообразовании. Для справки, по бензину демпфер по апрелю это 18-19 тыс. руб. на тонну. Это почти 40% оптовой цены. Это очень много. Естественно, в связи с этим у нас цена начала расти, несмотря на все экономические условия для того, чтобы она падала. И регуляторные меры правительства по снижению объемов реализации, по запрету импорта — это меры, направленные на поддержку переработки, но не путем отказа от собственной доходности, а путем перераспределения маржи между розницей и НПЗ. В итоге отрасль в проигрыше, потребитель в проигрыше, но бюджет остается при своих.

Если отменить демпфер, появится экономический запас прочности.

Безусловно, весь размер демпфера в цену не будет включен в качестве вычета, тем не менее, вполовину вполне можно прогнозировать. А дальше увеличение объемов реализации создаст давление тоже в силу абсолютно рыночных факторов. После того, как у нас цена пойдет вниз, — она неизбежно пойдет вниз в этих реалиях, — естественно, создастся экономическая возможность для снижения розничных цен. А дальше конкуренция сделает свое дело.

В перспективе 2020 года, я уверен, что цены могут только снизиться. Ну а дальше все будет зависеть от двух факторов. Первый фактор — это аппетиты бюджета и желание повышать акцизы и прочее, потому что, естественно, корректировка налогового режима очень сильно сказывается на отрасли. Ну, а во-вторых, рыночная конъюнктура на внешних рынках, потому что мы страна-экспортер, и наши нефтяные компании в любом случае сверяли часики по внешним ценам».

Пойдет ли государство на такие изменения? Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник уверен, что регуляторы оставят все как есть — проще держать цены на бензин стабильными, не давая им ни сильно подняться, ни сильно снизиться:

«Демпфер себя оправдывает в стратегическом понимании. И, как мы видим, цены на нефть уже не $20 за бочку Brent, а уже и $35, и цель к $40 прийти летом. То есть по большому счету конъюнктура мировых цен выравнивается, соответственно, будет демпфер работать более эффективно с точки зрения нефтяных компаний, то есть им придется в меньшей степени доплачивать в данный момент в бюджет. Так что механизм пока себя оправдывает. Сейчас нет движения в рознице. Сомневаюсь, что регулятор услышит инициативу. Нам важно идти по пути того, что цены на бензин не росли выше годовой инфляции.

Не будет гарантий того, что мы не будем прибегать к экстренным совещаниям в связи с очередным всплеском или топливным кризисом — в последние пять - семь лет это было особо чувствительным, и пришли к демпферу. Но, конечно, есть более эффективные модели — повышение конкурентной среды, но в наших реалиях к таким вещам прийти трудно, в условиях олигополистического доминирования нескольких игроков на рынке. Так у нас устроен рынок нефтепроизводителей».

Сейчас из-за низких цен на нефть демпферный механизм приносит казне доход. По данным Минфина, только в марте этого года бюджет получил 10,5 млрд руб. от нефтяных компаний.

Автор: Иван Якунин

Источник: Коммерсантъ FM, 28.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики