Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проблемы Чаяндинского месторождения позволят РФ реализовать "Силу Сибири-2"

Проблемы Чаяндинского месторождения позволят РФ реализовать "Силу Сибири-2"

Выявленные проблемы с Чаяндинским месторождением, газ из которого поставляется в магистральный газопровод "Сила Сибири", могут разрешиться за счет строительства второго газопровода в Китай, рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Представитель российской транснациональной энергетической компании “Газпром”, более 50% акций которой принадлежит государству, признал проблемы с Чаяндинским месторождением, газ из которого поставляется в магистральный газопровод “Сила Сибири”. Об этом в ходе расследования стало известно изданию “Lenta.ru”.

Заместитель начальника 307-го департамента “Газпрома” Андрей Филиппов в неформальной беседе с журналистом издания заявил, что Чаяндинское месторождение было не готово к разработке, то есть находилось на стадии разведки. Работы по геологоразведке на указанном участке почти нигде не запущены и не завершены. Также по словам Филиппова, глава российской транснациональной энергетической компании Алексей Миллер был осведомлен о существующих проблемах, но к началу разработки не располагал необходимыми данными геологоразведочных работ для принятия взвешенного решения о старте работ. Компания занимается решением проблем, однако официальных данных и подтверждения организация не представила.

“Речь идет о том, что ряд скважин, которые предполагались для добычи газа и его запуска по трубопроводу “Сила Сибири” в Китай, не дали необходимый приток ресурса. Говорить о точных причинах еще рано и сложно, но насколько я понимаю, вероятно, был неверно построен начальный план разработки месторождений или же были допущены дефекты при бурении. Есть неподтвержденная информация и о том, что был неверным буровой раствор.

Однако со стратегической точки зрения у российского “Газпрома” проблемы могут возникнуть только в том случае, если у него не получится добыть планируемые объемы газа”, - рассказывает эксперт.

Газопровод “Сила Сибири” был запущен в декабре 2019 года в присутствии президента Владимира Путина. Газ по нему доставляется с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений в Якутии в Приморский край и Китай.

В 2019 году было поставлено 328 млн кубометров газа, то есть примерно по 11 млн кубометров в сутки. Предполагается, что в 2020 году российская транснациональная энергетическая компания должна поставить по газопроводу “Сила Сибири” только 5 млрд кубометров сырья, а далее ежегодно наращивать объемы также на 5 млрд.

Согласно данным Генеральной администрации по таможне Китайской народной республики и Федеральной таможенной службы Российской Федерации, цена поставок газа по "Силе Сибири" выше $200 за тысячу кубометр. Средняя цена экспорта газа "Газпрома" на запад в марте 2020 года снизилась до $125 за тысячу кубометров.

“Предполагается, что на плановый объем по добыче 38 млрд кубометров “Газпром” должен выйти через несколько лет. Поэтому сейчас у российской компании есть время ля того, чтобы исправить какие-то ошибки.

Та предварительная информация, которая транслируется СМИ, говорит о том, что “Газпрому”, вероятнее всего, придется бурить новые скважины, так как уже существуют дополнительные издержки. При это уже действующие скважины придется оставить или же реконструировать. Пока что в компании не озвучивают тот факт, что существует общая проблема с ресурсной базой. Это значит - на Чаяндинском месторождении вполне возможно добывать те самые объемы, о которых “Газпром” изначально говорил”, - комментирует эксперт.

Игорь Юшков, рассуждая о вариантах дальнейшего развития ситуации, предположил, что все может оказаться хуже - Чаяндинское месторождение не позволит за год добыть те объемы, на которые рассчитывал “Газпром” при заключении контракта с китайской стороной.

"Сила Сибири-2" сможет спасти проект "Сила сибири"

Общие потери “Газпрома” от проблем с освоением Чаяндинского месторождения могут быть больше 1,5 трлн рублей. Отметим, что данная сумма включает в себя потери от 34 скважин, которые приблизительно оцениваются в 500 млрд рублей упущенной прибыли в пересчете на всю длительность контракта между Российской Федерацией и КНР.

Кроме того, указанная сумма включает в себя 2 млрд рублей, которые компания может потратить на ремонт скважин на Чаяндинском месторождении, а также 1 трлн рублей - его, вероятно, нужно будет потратить на строительство газопровода “Сила Сибири - 2”.

“В пользу развития негативного сценария для Чаянды говорит и тот факт, что российская компания активно приступила к продвижению “Силы Сибири - 2”, которая должна пойти от разработанной ресурсной базы.

Также примечательно, что ранее “Газпром” не производил никаких строительных или же проектировочных работ до тех пор, пока не будет подписан контракт. Сейчас мы видим другую ситуацию - глава российской транснациональной энергетической компании Алексей Миллер дал указание проводить проектно-изыскательные работы. Однако, для чего - пока не ясно. Но данный факт дает основу для спекуляций вокруг версии о том, что на Чаяндинском месторождении совершенно невозможно добыть планируемые объемы”, - рассказывает эксперт.

Для того, чтобы “Газпром” сумел исполнить условия контракта с Китаем, необходимо построить новую трубу и по ней поставлять недостающие объемы газа, предполагает Игорь Юшков.

Напомним, что в мае 2020 года председатель правления компании Алексей Миллер сообщил, что “Газпром” начал проектно-изыскательские работы по транзитному трубопроводу "Сила Сибири-2” в Китай через Монголию. Важно отметить, что маршрут второго газопровода может пройти от Бованенковского месторождения на Ямале через территорию всей Российской Федерации до Байкала, вблизи которого перейдет границу Монголии и дальше пойдет на Китай. В последней версии проекта появилась перемычка между газопроводами "Сила Сибири" и "Сила Сибири-2”, которая ранее не предусматривалась.

“Вполне возможно, что помимо этого для исполнения контрактных обязательств перед Китаем “Газпрому” придется налаживать отношения с независимыми российскими производителями и скупать у них газ, так как на всем протяжении “Силы Сибири” есть участки, владельцы которых могли бы сдать свое сырье и помочь компании”, - констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 28.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики