Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: Проблеме с наполнением газопровода «Сила Сибири» пытаются придать масштабный характер

Эксперт: Проблеме с наполнением газопровода «Сила Сибири» пытаются придать масштабный характер

«Возможно, Газпром и наломал дров. Но это не тянет на развал проекта «Силы Сибири». Скорее, проблеме пытаются придать более масштабный характер», - заявил газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович. Так он прокомментировал информацию СМИ о якобы серьезных просчетах при освоении ресурсной базы для поставок газа в Китай.

«Газпром со всеми своими сложностями – это мощный игрок. Поэтому это может быть большая медийная кампания против Газпрома. Есть игроки, в том числе внутри России, которые заинтересованы в раскручивании такой негативной истории», - говорит старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве России и ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Как пишет «Лента.ру», газопровод «Сила Сибири» якобы столкнулся с серьезными проблемами из-за масштабных ошибок и нарушений при освоении Чаяндинского месторождения. Поэтому Газпром рискует потерять 1,5 трлн рублей и сорвать многомиллиардный контракт на поставку газа в Китай, полагает издание.

«С другой стороны, видимо, здесь действительно есть какие-то технические сложности, потому что слухи об этом ходили и ранее. Но насколько эти проблемы - масштабные - не ясно. Главный вопрос в том, сможет ли Газпром в перспективе разрулить эту ситуацию, или это конец света?», - говорит Митрахович.

По мнению эксперта, у Газпрома имеются возможности для того, чтобы решить возникшие проблемы, ведь деньги у него есть. «В конце концов, Газпром может взять взаймы у российских или азиатских банков. Пока ему можно и в США, и в Европе занимать. Учитывая, что «Сила Сибири» набирает мощности по степенно, то время на это может быть», - говорит эксперт.

Второй вариант решения проблемы – привлечь в трубу независимых поставщиков газа, расширить ресурсную базу. Например, доступ к проекту настойчиво просила Роснефть.

Даже если избежать задержек сроков по выводу «Силы Сибири» на полную мощность все-таки не удастся, то вряд ли это станет катастрофой. По мнению эксперта, с Китаем можно будет договориться: «Пекину на фоне противостояния с США не с руки ссориться с Россией». Хотя, если в контракте прописаны штрафные санкции, то их придется заплатить. Но вряд ли Газпром не осилит это финансово, добавляет собеседник.

«Деньги на исправление проблем, конечно, потребуются, но не думаю, что убыток будет исчисляться в триллионы рублей. Эти триллионы написаны больше для хайпа», - считает Станислав Митрахович.

Что касается несовершенства российских технологий, которые использовали при разработке Чаядинского месторождения, то исключать этого нельзя. «Россия не является лидером в производстве оборудования для нефтегазового сектора. Мы, конечно, лучше, чем, условно, Иран. Но, например, Южно-Киринское месторождение не может работать из-за технологических санкций США. Какой выбор стоит в таких случаях? Либо закрывать проект, либо развивать собственные технологии. Сложности здесь не исключены. Возможно, технологии были несовершенны. Но это не значит, что надо поднять лапки к верху. Значит, надо искать решение, других поставщиков», - говорит Митрахович.

«Возможно, Газпром и наломал дров. Но если речь идет об обязательствах по загрузке трубы и поставок в Китай, то Газпром найдет тот или иной способ их выполнить. Но это не тянет на развал проекта «Силы Сибири». Скорее, проблеме пытаются придать более масштабный характер через медиа», - считает отраслевой эксперт.

Есть ли масштабные проблемы с ресурсной базой для «Силы Сибири», как и почему они возникли, и кто в этом виноват, пусть разбираются соответствующие органы: Минприроды, Минэнерго, Роспотребнадзор, правительство, заключает Митрахович.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 28.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики