Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Падение цен упростит РФ и Белоруссии достижение нового газового соглашения

Падение цен упростит РФ и Белоруссии достижение нового газового соглашения

Резкое падение цен на энергоносители сказалось на газовых переговорах Москвы и Минска. Так заместитель заведующего кафедрой государственной политики МГУ Максим Вилисов прокомментировал ФБА «Экономика сегодня» последнее заявление руководства «Газпрома» по Белоруссии.

Белоруссия продолжит требовать скидку на газ

Глава компании «Газпром» Алексей Миллер заявил, что его компания готова начать переговоры с белорусским руководством по цене на газ на 2021 год, если Минск выплатит задолженность по счету. Она составляет порядка 165 млн долларов, поэтому это не должно стать препятствием для нового раунда переговоров.

Главной проблемой является обвал цен на нефть и газ, причем если брать продукцию «Газпрома», то котировки в Евросоюзе и мире снизились в прошлом году. Это связано с переизбытком предложения СПГ, которое в 2021 году только увеличится из-за того, что в мире бушует «коронакризис» и наблюдается спад общемирового ВВП.

В апреле на спотовых площадках Великобритании цены на газ падали до 38 долларов за тысячу кубов, а средний уровень цен в Европе был ниже котировок российских газовых контрактов.

Если взять наши энергетические переговоры с Белоруссией, то Минск несколько лет просил для себя цены, как в Смоленской области. Россия на это не шла, потому что такой вариант означал фактическое субсидирование Белоруссии. В Смоленске одна из самых низких цен на газ в РФ за счет субсидий федерального бюджета.

Теперь цены на нефть и газ стали настолько низкими, что для Белоруссии нет смысла накалять переговорный процесс, хотя в Минске от политики требования скидок не откажутся.

«Условия в мире сильно изменились, но для белорусской стороны падение цен не несет ничего хорошего, потому что, если брать нефть и газ, Минск занимается перепродажей либо самого сырья, либо продуктов его переработки. Безусловно, белорусы постараются провести переговоры с Россией таким образом, чтобы зафиксировать цену в новом контракте на газ ниже современной мировой», - резюмирует Вилисов.

По словам Максима Владимировича, политическая составляющая продолжит присутствовать в переговорах, а позиция России ослабла из-за волатильности на мировых рынках и падения потребления энергоносителей.

«Цены на газ следуют за ценами на нефть, поэтому их существенной корректировки ждать не приходится. Энергетика продолжит оставаться одной из главных тем в переговорах с Белоруссией, но летом на первый план выйдут белорусские президентские выборы», - заключает Вилисов. 

Россия и Белоруссия придут к компромиссу

Преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что газовые переговоры с Минском носят перманентный характер и идут даже тогда, когда нет формального повода.

«Газовые переговоры с Белоруссией продолжаются много лет и носят перманентный характер. Они шли в условиях действующих контрактов, когда белорусы пытались пересмотреть их условия. Такая практика Минска как была до коронавирусного кризиса, так и продолжается сегодня. Видимо, белорусы считают, что у них есть возможность надавить на Россию и добиться для себя выгодных параметров поставки», - констатирует Митрахович.

Поводов для спекуляций у белорусов множество – это намеки, что Минск может уйти на Запад, это и эмоциональные аспекты, и многое другое, но Россия и Белоруссия наверняка не поменяют свои отношения.

Российско-белорусский спор идет о ценах, льготах, объемах, сроках, задолженностях, а политическая риторика является любимым инструментом давления Минска и не оказывает влияния на ход переговоров.

«У Белоруссии не настолько сильная позиция, чтобы угрожать России геополитическими изменениями. Для подавляющей части белорусского населения опыт Украины и разворот от России в пользу Запада не выглядят симпатичными и привлекательными. Такие взгляды не пользуются популярностью у белорусов, поэтому Минск может использовать такие заявления в ограниченном размере», - резюмирует Митрахович.

Поэтому Белоруссия не сможет путем переговоров с США и ЕС добиться необоснованного снижения цен «Газпрома». Такой вариант возможен только в рамках пакетного соглашения, от которого Минск ранее отказался.

«Цены на нефть и газ в Европе стали низкими, что упростило переговорную позицию Минска. Белорусы теперь могут говорить о необходимости снижения цены и выдачи новых скидок, потому что в ЕС произошло снижение цены. Газ на хабах сегодня стоит дешево, но это не то сырье, которое может попасть в Белоруссию. Для этого нужно организовать реверс через Германию в Польшу», - заключает Митрахович.

Такое можно предположить только теоретически, пусть и газопровод «Ямал – Европа» сегодня работает в реверс. В долгосрочном варианте все вернется на круги своя, и это прекрасно понимают в Белоруссии.

«Совершенно не факт, что низкие цены на газ будут продолжительными, поэтому Минску важно добиться соглашения с Москвой, а «Газпром», видя, какие цены стоят в ЕС, не будет этому препятствовать», - констатирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 29.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики