Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Невостребованные мощности "Ямал – Европа" стали последствием отказа Польши от газа из РФ

Невостребованные мощности "Ямал – Европа" стали последствием отказа Польши от газа из РФ

Временно простаивающий газопровод "Ямал – Европа" поможет Российской Федерации нарастить мощности на остальных направлениях, рассказал ФБА "Экономика сегодня" руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Мощности польского участка газопровода “Ямал – Европа”, осуществляющего транзит газа из России через Белоруссию, Польшу в Германию, как следует из данных, опубликованных на аукционной платформе компании-оператора польской сети газопроводов Gaz-System и сайте газотранспортного оператора Gascade, двое суток остаются невостребованными - они не были забронированы снова и 29 мая 2020 года.

Отметим, что мощности не бронировались на суточных аукционах, а также на внутридневных аукционах, которые проходят ежечасно, однако более 38 млн кВт⋅ч все равно остаются невостребованными.

Последний завершившийся резервацией мощностей аукцион прошел вечером 27 мая 2020 года, в рамках которого к приобретенным ранее 7,9 млн кВт⋅ч добавилось еще 6,7 млн кВт⋅ч. Всего данные показатели достигли 37% от общей мощности трубы.

Между тем поставки газа по трубопроводу "Ямал – Европа" в пункте Мальнов уже второй день идут в реверсном направлении, то есть из Германии в Польшу. Это подтверждают данные германского газотранспортного оператора Gascade.

Александр Перов связывает такой простой с рекордным снижением спроса европейской стороны на газ и экспортных цен.

“В последнее время в Европе наблюдается определенный спад спроса на трубопроводный газ, в связи с чем у российской транснациональной энергетической компании "Газпром” уменьшаются объемы продаж. Также на деятельность отечественного экспортера влияют общие проблемы в мировой экономике, спровоцированные распространением коронавирусной инфекции, и проявляющийся интерес потребителей к сжиженному природному газу”, - комментирует эксперт.

Важно отметить, что после того как польская сторона по определенным политическим причинам отказалась от продления контракта с “Газпромом” на транзит российского газа через свою территорию, объемы поставок заметно упали. Об этом свидетельствуют данные польского газотранспортного оператора Gaz-System.

Система аукционов с различными сроками бронирования мощности заменила истекший контракт на транзит газа через Польшу, который был заключен еще 25 лет назад. Так как ожидалось, что с 17 мая по 1 июля аукционы на доступ к трубе будут проходить в ежедневном режиме, российский “Газпром” намеревался забронировать мощности на квартальных аукционах и уже купил право прокачать 6,1 млрд кубометров газа в третьем квартале. На данный момент известно, что компания успела забронировать до 80% мощности трубы в третьем квартале.

"Ямал – Европа" повысит маневренность РФ

Александр Перов уверен, что видоизмененные отношения с польской стороной позволят российскому “Газпрому” самостоятельно выбирать объемы экспортируемого сырья, а также пути, по которым оно будет направлено. И тем самым платить только за тот объем мощности, который нужен компании в конкретный промежуток времени.

Такой подход, полагает эксперт, позволит российской стороне заметно увеличить загрузку “Северного потока-1”, а также украинского маршрута. Отметим, что мощности этих направлений уже оплачены.

“То есть сейчас “Газпром” сможет снизить свои издержки на фоне падения спроса на газ в Европейском союзе из-за распространения коронавируса и переполненности газовых хранилищ в Европе.

Несмотря на то что до конца не доведены “Турецкий поток”, “Северный поток-2”, с которым возникли проблемы, у “Газпрома” существует избыток мощностей для транзита газа, которыми он может свободно маневрировать. То есть теперь российская сторона сможет пускать газ, который раньше шел через Белоруссию и далее через Польшу, по “Северному потоку-1” или украинскому направлению. Тем более невостребованный газопровод “Ямал – Европа” будет использован “Газпромом” в июле - именно на этот месяц ожидается бронирование мощности”, - рассуждает эксперт.

В мае 2020 года выросла загрузка “Северного потока-1” и достигла предельного уровня в 194 млн кубометров в сутки, что выше на 13-15% майского объема загрузки трубы в 2019 году. При этом транзит газа через Украину в мае 2020 года составил 150 млн кубометров в сутки.

“Российский “Газпром” выдерживает некую паузу и не принимает участие в аукционах сейчас. Можно предположить, что таким образом компания отвечает польской стороне на разорванный ею контракт - ведь было ясно, что кроме “Газпрома” заполнять газопровод “Ямал – Европа” больше некому. И российская сторона от сложившейся ситуации ничего не теряет.

Получается, что Польша столкнулась с последствиями своего отказа от транзита российского газа, а “Газпром”, прекрасно оценивая все свои мощности и замечая их профицит, принял решение выбирать, через какой маршрут лучше пустить газ. При этом не нужно забывать о том, что украинское направление не заполнено до конца - “Газпром” оплачивает мощности на 178 млн кубометров в сутки вне зависимости от их фактического использования”, - констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 29.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики