Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» простит Белоруссии газовые долги

«Газпром» простит Белоруссии газовые долги

Россия расплачивается за политическую поддержку Минска

Пользуясь нестабильностью мирового энергетического рынка, Белоруссия снова пытается сбить цены на российский газ. Минск ответил отказом на требование «Газпрома» отдать долг за предыдущие поставки сырья, а президент республики Александр Лукашено заявил, что стоимость «голубого топлива» для его страны должна быть снижена в два или даже в три раза. Эксперты уверены, что спорные детали газовых поставок, как и всегда, будут разрешены во время личных переговоров президентов России и Белоруссии. Не исключено, что даже в условиях финансового кризиса, Москва снова пойдет на уступки Минску, чтобы сохранить политического союзника на границе с Западной Европой. Однако вслед за Минском, в очередь за скидками скоро могут стать не только представители СНГ, но и государства Западной Европы. 

По оценке главы «Газпрома» Алексея Миллера долг Белоруссии перед российской стороной за поставки газа в прошлые годы превышает $165 млн. Без урегулирования разногласий по этой задолженности, «Газпром» не будет вести переговоры о дальнейшем экспорте «голубого топлива» в союзную республику, предупредил Миллер. Позиция Белоруссии прямо противоположна: Минск утверждает, что разногласия по оплате и продлению договора о закупках газа носят, скорее, технический, а не принципиальный характер. В том числе, касаются «вопроса калорийности» или «удельной теплоты сгорания» сырья. Подобные нюансы ранее не вызывали нареканий, но теперь Белоруссия уверена, что углеводороды из нашей страны по своему качеству уступают энергоносителям конкурентов: следовательно, Россия для продолжения торговых отношений должна предоставить дисконт.

Впрочем, Лукашенко не скрывает главную причину отказа от выплаты долга и продления поставок российского топлива. По его словам, Белоруссия закупает у России газ по $127 за тысячу кубометров, а в Европе, в частности, в Германии, на фоне сокращения спроса из-за эпидемии коронавируса, котировки «голубого топлива» уже упали ниже $80. «В нынешних условиях цена на российский газ для республики должна составлять $40-45, причем, с учетом логистики», - утверждает Лукашенко. Белорусский президент не исключает, что российскому газу всегда можно будет найти альтернативу и полностью отказаться от закупки сырья у Москвы.

С этим тезисом категорически не согласны российские специалисты. По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, Россия является единственным поставщиком «голубого топлива» в Белоруссию, которая ежегодно закупает около 18-20 млрд кубометров российского газа. Обычно цены, которые предоставляла Белоруссии наша страна, являлись одними из самых низких на международном рынке. Однако в настоящее время мировая стоимость газа серьезно упала — в конце мая в ходе торгов на европейских площадках в единичных случаях она даже опускалась до нулевой отметки.

«Минск может наладить поставки газа из Европы. В странах Старого Света наблюдается переизбыток энергоресурсов, поэтому купить излишки топлива на европейском рынке по реверсным схемам будет не сложно. Однако, скорее всего, приобретенное топливо все равно окажется российского происхождения и вряд ли европейские трейдеры пойдут Белоруссии на ценовые уступки. Энергоресурсы из Европы в любом случае будут дороже на $10-15 за тысячу кубометров, чем при прямых поставках из России», — отмечает эксперт. При этом он не исключает, что для давления на Москву, которая сейчас на мировой газовой арене находится под жестоким прессингом, Белоруссия будет использовать не только экономические, но и политические приемы. Один из примеров — когда Минск сравнивает цены на российский газ для себя и для Германии, а потом делает вывод, что для Белоруссии, «боровшейся с нацизм», топливо стоит дороже, чем для немцев.

В то же время, эксперты признают, что спрос и цены на «голубое топливо» в Европе находятся на минимальных отметках, и вырастут они не ранее конца года. К тому же, Польша выиграла у «Газпрома» судебные иски на $1,5 млрд и остановила поставки «голубого топлива» из нашей страны по маршруту «Ямал-Европа». Все это создает для «Газпрома» крайне невыгодные переговорные позиции.

Не случайно, к российской компании уже обратились с претензиями на понижение цен Болгария, Турция и Грузия. По итогам переговоров цены по ряду контрактов были снижены на 15-40%. Недавно в рамках ЕАЭС с просьбой о снижении цен на газ к России обратились Армения и Киргизстан. ««Газпрому» в очередном конфликте с Белоруссией, скорее всего, придется снова идти на уступки. Возможно, о годовых скидках речь не пойдет, но предыдущие задолженности, которые способны стать предметом многолетнего спора, будут аннулированы. Тем самым, Минск якобы «оплатит» политическую поддержку Москве», — прогнозирует аналитик ГК «Финам» Антон Дроздов.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 31.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики