Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Второе дно «мертвого озера»

Второе дно «мертвого озера»

«Роснефть» реабилитирует легендарный Самотлор

Ровно 55 лет назад в российской (тогда еще советской) нефтяной отрасли началась новая эра: разведочная скважина Р-1 дала фонтанный приток безводной нефти дебитом 1000 кубометров в сутки — был открыт, а через четыре года и заработал на полную мощность легендарный Самотлор.

Это хантыйское слово в восьмидесятые не сходило со страниц газет и стало нарицательным, ведь в немалой степени именно Самотлор превратил Западную Сибирь в основной центр нефтедобычи, а СССР обеспечил пропуск в клуб мировых нефтяных держав. На тот момент запасы Самотлора оценивались в 3,5 млрд т нефти

Однако не зря с хантыйского «Самотлор» переводится как «мертвое озеро» или «худая вода».

Варварское обращение с месторождением ради постоянного роста добычи привело к тому, что месторождение действительно стало превращаться в озеро — обводненность к 1981 году составила 31%, а к 1996 — 98%!

Добыча на Самотлоре наращивалась командно-административными методами. Многие геологи не скрывали возмущения: мол, выгода-то сиюминутная.

Обком партии молча соглашался с ними, но возражать против требования ЦК, понятно, не стал. Аргумент был один: государство остро нуждается в валютной выручке.

Уже через пять лет после начала промышленной добычи Самотлор давал 100 миллионов тонн в год. В год московской Олимпиады достигнут пиковый результат — 158,9 миллиона. В Советском Союзе каждую четвертую тонну черного золота добывали под Нижневартовском. «Было крайне неосмотрительно набирать сумасшедшие темпы. Специалисты применяют выражение «технологическое изнасилование» по отношению к Самотлору. Оно привело к снижению объема доступных запасов, ухудшению их качества, последующему росту эксплуатационных затрат, — говорит кандидат экономических наук, историк Андрей Воронов. К 1981 году средний дебит вводимой в эксплуатацию скважины составлял 56,6 т/с, что было в 3 с лишним раза ниже уровня 1975 года. В 1980 году прирост добычи составил 29,2 млн т, в 1984-м — всего 7,8 млн т. В провальном 1996-м удалось получить лишь 16,7 миллиона тонн.

Однако оказалось, что хоронить легендарный Самотлор все же рано.

С 2018 года по решению президента Владимира Путина начала действовать программа налоговых стимулов для Самотлорского месторождения (вычет к НДПИ в размере 35 млрд руб. ежегодно сроком на 10 лет). Благодаря этой программе компании «Роснефть», которая является сегодня держателем лицензии и оператором проекта по возрождению Самотлора, удалось резко нарастить объем инвестиций в развитие месторождения и его технологическое обновление.

Президент Путин на ежегодной пресс-конференции заявил, что считает справедливой льготу, которую «Роснефть» получила для Самотлорского месторождения в ХМАО. «Потому что такие решения принимаются не с потолка, а в правительстве, после анализа рентабельности таких скважин. Да, я эти решения подписываю, но их готовят министерства. Мы стараемся этот процесс контролировать. Что касается Самотлора и „Роснефти“, то администрация президента РФ считает, что это справедливое предложение».

Действительно, уже в первый год действия налоговых льгот «Роснефть» нарастила добычу на 30% по отношению к 2017 году.

Объем бурения вырос на 34% в 2018 году и на 45% в 2019-м. Добычу удалось стабилизировать, снизив темп падения до 1%. Обводнённость нефти снизилась до 95%.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков считает, что к вопросу льгот для нефтяных месторождений надо подходить рационально, то есть насколько они в итоге позволят государству получить выгоду: «Без льгот по ряду месторождений компании должны были останавливать на них добычу, оставлять нефть в земле. В результате государство и компании от этого ничего бы не получили. Очевидно, что Самотлор — месторождение, которое разрабатывается давно, оно достаточно выработанное и без экономического стимулирования сокращение добычи на нем было бы гораздо большего масштаба.

Льготы вдолгую продлили жизнь данного месторождения. Компании получили заработок, сохранили рабочие места. Осталась и налогооблагаемая база, хотя и несколько иная. Поэтому я считаю, что в целом льготы обоснованы, другой вопрос, что в каких масштабах они предоставляются и насколько точно они даются для каждого участка столь большого месторождения как Самотлор. Это уже вопрос к Минэнерго и Минфину», — заявил эксперт.

Он также отметил, что по налоговому режиму нефтяная отрасль в целом представляет из себя лоскутное одеяло: «С одной стороны налоговое бремя на нефтяников очень большое, в других нефтедобывающих странах налогов зачастую платят в разы меньше чем в России, но с другой стороны, у нас куча разных исключений, особых режимов и т. д.

Поэтому надо пытаться найти способ администрирования налоговой системы типа НДД. Это решило бы вопрос не только Самотлора, но и остальных месторождений», — рассказал эксперт.

«Ситуацию удалось переломить, в том числе и благодаря налоговым стимулам, предоставленным государством в 2017 (ежегодное снижение НДПИ на 35 млрд руб. в год), — говорит аналитик по нефтегазовому сектору компании АТОН Анна Бутко. — „Роснефть“ в свою очередь значительно расширила инвестиционную программу в месторождение (в декабре 2017 СД „Роснефти“ утвердил ключевые параметры развития месторождения в 2018-2027 и закрепил обязательства компании пробурить более 2400 скважин). Количество новых скважин на месторождении увеличилось на 34% в 2018 году и на 45% в 2019 году, а объем инвестиций вырос на 30% против 2017. Тем самым компании удалось стабилизировать падение добычи на уровне 1% в год. По данным „Роснефти“, положительный денежный поток государства в 2018–2019 гг. составил более 111 млрд руб. Несмотря на текущую макроэкономическую конъюнктуру и соглашение ОПЕК+, „Роснефть“ отмечает, что Самотлор — единственное месторождение, которого не коснутся ограничения по добыче и сопутствующее снижение капитальных вложений».

Программа реабилитации Самотлора, реализуемая «Роснефтью», уже за первых 2 года действия обеспечила положительный эффект для государства в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджет. С учетом предоставленного вычета положительный денежный поток государства за это время составил более 111 млрд руб. За 10 лет действия льгот на месторождении будет пробурено более 2,4 тысяч скважин, которые обеспечат дополнительную добычу в объеме более 50 миллионов тонн нефти.

В результате реализации расширенной программы развития Самотлора налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составят 1,7 триллиона рублей.

Данные меры дадут ощутимый мультипликативный эффект как для Нижневартовска и Югры, так и для всей российской экономики, который оценивается в 5 триллионов руб.

Благодаря расширению инвестиционных вливаний «Роснефти» Самотлор стал площадкой для опробования новых технологий повышения нефтеотдачи, и сейчас на месторождении применяются всевозможные методы: операции многостадийного гидроразрыва пласта (МГРП), бурение многозабойных скважин, зарезка боковых стволов.

Для охвата труднодоступных краевых участков месторождения и там, где невозможно возведение наземной инфраструктуры, «Роснефть» реализует проект строительства скважин с большим отходом от вертикали: при забое в 6081 метр горизонтальный участок составляет 1600 метров по сравнению с 750 метрами ранее.

Для снижения обводненности скважин при МГРП «Роснефть» усовершенствовала применение скважинного оборудования и использует здесь не одноразовые, а многоразовые управляемые разрывные муфты, которые можно закрывать при высокой обводненности зоны или открывать для повторной стимуляции. Этот метод подошел для простаивающих скважины, на которых добыча традиционными способами уже невозможна или малорентабельна. Не так давно компания провела испытания нового продукта — полимерного проппанта, разработанного учеными корпоративного исследовательского центра «Роснефти» — ООО «РН-ЦИР». Кстати, все строительство инфраструктуры на Самотлоре ведут российские подрядчики. Производство используемого оборудования на 95% локализовано в России.

Автор: Владимир Бобылев

Источник: OilCapital.ru, 01.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики