Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Авария в Норильске: реакция ученых, рынков, депутатов и анонимных телеграм-каналов

Авария в Норильске: реакция ученых, рынков, депутатов и анонимных телеграм-каналов

Разлив 21 тысячи тонн дизеля произошел еще в конце мая. Топливо выплеснулось из резервуара компании, подконтрольной «Норникелю». Может ли авария перерасти в скандал международного масштаба?

После того как Владимир Путин устроил разнос красноярскому губернатору Александру Уссу и главе «дочки» «Норникеля», компании НТЭК, Сергею Липину, резко активизировались анонимные телеграм-каналы. Шумели они весь вечер среды, продолжили утром. И в большинстве публикаций главным виновником аварии называли основного владельца «Норникеля» Владимира Потанина.

Ему припомнили все. И то, что он возглавляет список Forbes с состоянием почти в 20 млрд долларов. И то, что он в 1990-х придумал залоговые аукционы, благодаря чему купил «Норильский никель» за небольшие деньги. Ну и, конечно, каналы намекали на национализацию компании.

Вероятно, в четверг брокеры это все прочитали. И акции «Норникеля», которые до этого почти не реагировали, рухнули больше чем на 8%. Масла в огонь подлил и депутат-единоросс Александр Якубовский — попросил временно отстранить Потанина от руководства «Норникелем». Думать, что кто-то специально подстроил серьезную аварию, слишком конспирологично. Но то, что кто-то решил ею воспользоваться, — в этом мало сомнения. Продолжает генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:

«Достаточно серьезные силы пытаются эту историю использовать как инструмент достижения своих целей. Те люди, которые непосредственно вовлечены в эту историю и знают детали, в зависимости от этих деталей пытаются либо от себя подальше оттолкнуть ответственность, либо создать ощущение, что вот конкретный игрок, он во всем виноват и должен ответственность понести».

О том, кто мог инициировать атаку на Потанина, не говорят ни анонимные, ни публичные эксперты. Не будем гадать и мы. Пока ни в чем не обвиняют другого крупного акционера «Норникеля» — основанный Олегом Дерипаской «Русал». Кстати, у его Красноярского алюминиевого завода тоже были похожие проблемы с «черным небом». Бумаги «Русала» сейчас тоже упали, на 5%.

Реакция Путина вполне объяснима. Дело не только в том, что о ЧП поздно доложили наверх, хотя «Норникель» это опроверг. Авария случилась в Арктике. Стратегическом для нас регионе, развитие которого описывают нацпроекты. Это Северный морской путь, это добыча углеводородов на шельфе Карского моря. И сразу встает вопрос: а когда ее начнут, можно ли исключить, что не будет подобных разливов нефти? Тем более такое происходило не только с российскими, но и с самыми передовыми мировыми компаниями.

Прокуратура считает, что вытекший в местные реки дизель может попасть в то самое Карское море. И это, возможно, перерастет в международный скандал с очень тяжелыми последствиями. Комментирует член-корреспондент РАН, профессор РГУ нефти и газа Василий Богоявленский:

«Если в море, то смотря, конечно, сколько туда попадет, можно ждать очень большого скандала, глобального. Потому что там идут течения и то, что окажется в море, через год может вполне оказаться у канадских берегов — это я условно говорю. Дело в том, что сейчас в мире не существует технологий надежной ликвидации разливов в ледовых условиях. В самых благоприятных условиях Мексиканского залива десять лет назад удалось собрать всего примерно 16% разлившейся нефти, и около 4-5% было сожжено на месте».

Против сжигания сразу же выступили в Минприроды. Василий Богоявленский согласен: это будет огромный выброс СО2. Норильск и так не самый благополучный в плане экологии город. Там тему аварии, конечно, обсуждают. Но не так остро — люди больше волнуются по поводу отпусков, рассказывает директор медиакомпании «Северный город» Игорь Астапов:

«Все-таки ситуация, связанная с разливом топлива, находится довольно далеко от города, водозабора никак это не коснулось, соответственно, вода в водопроводе никак не изменилась, на это ничто не повлияло. Норильчан сейчас больше беспокоит, на мой взгляд, ситуация с отпусками, потому что в связи с карантином это затруднительно сейчас. Не очень понятно, как все отпуска будут происходить, а для северян отпуска — это особенная ценность».

Последствия аварии еще только предстоит узнать. Как и причину. В «Норникеле» считают, что во всем виновато таяние мерзлого грунта из-за аномального тепла. Но есть мнение, что недосмотрели за прохудившимся резервуаром с дизелем. Версия с мерзлотой, наверное, выгодна заводу: ничего не поделаешь, природа. Но в любом случае останутся вопросы и к Росприроднадзору, и к Ростехнадзору. А еще важно, сколько придется заплатить «Норникелю».

В конце 1980-х у берегов Аляски произошло крушение танкера Exxon Valdez и разлив нефти. Эта авария стоила американской компании 6 млрд долларов. После разлива в Мексиканском заливе только один штраф для British Petroleum составил 20 млрд долларов. А если прибавить к ним общие затраты на ликвидацию, то это около 60 млрд. Но там и разлили в десятки раз больше, чем сейчас в России. Устранение последствий нашей аварии оценивают и в десятки, и в сотни миллиардов рублей. Окончательная цена вопроса явно будет решаться не в Норильске.

Источник: BFM.RU, 04.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики