Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Авария в Норильске: реакция ученых, рынков, депутатов и анонимных телеграм-каналов

Авария в Норильске: реакция ученых, рынков, депутатов и анонимных телеграм-каналов

Разлив 21 тысячи тонн дизеля произошел еще в конце мая. Топливо выплеснулось из резервуара компании, подконтрольной «Норникелю». Может ли авария перерасти в скандал международного масштаба?

После того как Владимир Путин устроил разнос красноярскому губернатору Александру Уссу и главе «дочки» «Норникеля», компании НТЭК, Сергею Липину, резко активизировались анонимные телеграм-каналы. Шумели они весь вечер среды, продолжили утром. И в большинстве публикаций главным виновником аварии называли основного владельца «Норникеля» Владимира Потанина.

Ему припомнили все. И то, что он возглавляет список Forbes с состоянием почти в 20 млрд долларов. И то, что он в 1990-х придумал залоговые аукционы, благодаря чему купил «Норильский никель» за небольшие деньги. Ну и, конечно, каналы намекали на национализацию компании.

Вероятно, в четверг брокеры это все прочитали. И акции «Норникеля», которые до этого почти не реагировали, рухнули больше чем на 8%. Масла в огонь подлил и депутат-единоросс Александр Якубовский — попросил временно отстранить Потанина от руководства «Норникелем». Думать, что кто-то специально подстроил серьезную аварию, слишком конспирологично. Но то, что кто-то решил ею воспользоваться, — в этом мало сомнения. Продолжает генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:

«Достаточно серьезные силы пытаются эту историю использовать как инструмент достижения своих целей. Те люди, которые непосредственно вовлечены в эту историю и знают детали, в зависимости от этих деталей пытаются либо от себя подальше оттолкнуть ответственность, либо создать ощущение, что вот конкретный игрок, он во всем виноват и должен ответственность понести».

О том, кто мог инициировать атаку на Потанина, не говорят ни анонимные, ни публичные эксперты. Не будем гадать и мы. Пока ни в чем не обвиняют другого крупного акционера «Норникеля» — основанный Олегом Дерипаской «Русал». Кстати, у его Красноярского алюминиевого завода тоже были похожие проблемы с «черным небом». Бумаги «Русала» сейчас тоже упали, на 5%.

Реакция Путина вполне объяснима. Дело не только в том, что о ЧП поздно доложили наверх, хотя «Норникель» это опроверг. Авария случилась в Арктике. Стратегическом для нас регионе, развитие которого описывают нацпроекты. Это Северный морской путь, это добыча углеводородов на шельфе Карского моря. И сразу встает вопрос: а когда ее начнут, можно ли исключить, что не будет подобных разливов нефти? Тем более такое происходило не только с российскими, но и с самыми передовыми мировыми компаниями.

Прокуратура считает, что вытекший в местные реки дизель может попасть в то самое Карское море. И это, возможно, перерастет в международный скандал с очень тяжелыми последствиями. Комментирует член-корреспондент РАН, профессор РГУ нефти и газа Василий Богоявленский:

«Если в море, то смотря, конечно, сколько туда попадет, можно ждать очень большого скандала, глобального. Потому что там идут течения и то, что окажется в море, через год может вполне оказаться у канадских берегов — это я условно говорю. Дело в том, что сейчас в мире не существует технологий надежной ликвидации разливов в ледовых условиях. В самых благоприятных условиях Мексиканского залива десять лет назад удалось собрать всего примерно 16% разлившейся нефти, и около 4-5% было сожжено на месте».

Против сжигания сразу же выступили в Минприроды. Василий Богоявленский согласен: это будет огромный выброс СО2. Норильск и так не самый благополучный в плане экологии город. Там тему аварии, конечно, обсуждают. Но не так остро — люди больше волнуются по поводу отпусков, рассказывает директор медиакомпании «Северный город» Игорь Астапов:

«Все-таки ситуация, связанная с разливом топлива, находится довольно далеко от города, водозабора никак это не коснулось, соответственно, вода в водопроводе никак не изменилась, на это ничто не повлияло. Норильчан сейчас больше беспокоит, на мой взгляд, ситуация с отпусками, потому что в связи с карантином это затруднительно сейчас. Не очень понятно, как все отпуска будут происходить, а для северян отпуска — это особенная ценность».

Последствия аварии еще только предстоит узнать. Как и причину. В «Норникеле» считают, что во всем виновато таяние мерзлого грунта из-за аномального тепла. Но есть мнение, что недосмотрели за прохудившимся резервуаром с дизелем. Версия с мерзлотой, наверное, выгодна заводу: ничего не поделаешь, природа. Но в любом случае останутся вопросы и к Росприроднадзору, и к Ростехнадзору. А еще важно, сколько придется заплатить «Норникелю».

В конце 1980-х у берегов Аляски произошло крушение танкера Exxon Valdez и разлив нефти. Эта авария стоила американской компании 6 млрд долларов. После разлива в Мексиканском заливе только один штраф для British Petroleum составил 20 млрд долларов. А если прибавить к ним общие затраты на ликвидацию, то это около 60 млрд. Но там и разлили в десятки раз больше, чем сейчас в России. Устранение последствий нашей аварии оценивают и в десятки, и в сотни миллиардов рублей. Окончательная цена вопроса явно будет решаться не в Норильске.

Источник: BFM.RU, 04.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики