Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Обменяли газ на флот?

Обменяли газ на флот?

Длительные переговоры о цене на газ для Украины завершились довольно неожиданно. Украина получила весьма солидную скидку — 30% от зафиксированной в контракте от 19 января 2009 года цены на газ. А взамен Россия продлила пребывание Черноморского флота в Крыму на 25 лет. Причем связь этих двух вещей властями не скрывается, что было со всей очевидностью замечено вчера во время рабочей встречи президента Дмитрия Медведева и президента Виктора Януковича в Харькове.

Вместе с тем, по словам Медведева, вопросы по Черноморскому флоту и газовый вопрос связаны друг с другом лишь технически. «Соответствующая скидка, она будет учитываться в качестве части арендной платы РФ за пребывание нашего Военно-Морского флота, нашей базы в Севастополе. Это не политическая связка, но техническая, потому что это деньги», — пояснил Дмитрий Медведев.

Собственно, обмен газа на флот объясняет довольно важный момент. Скидку на газ дало Украине именно российское государство, а не компания «Газпром». Дисконт в размере 30% будет оплачен из российского бюджета. Потому что теперь с поставок газа на Украину не будет взиматься 30%-ная экспортная пошлина. «Газпром» от поправок в контракт не получил особых выигрышей — ему не дали возможность управлять подземными газохранилищами, не либерализовали доступ к конечным потребителям газа. Но он ничего и не проиграл. Государство решило проблему флота — поэтому оно и платит. Вроде бы логично. Правда, остается вопрос о равноценности такого обмена.

Мы пошли Украине на весьма большую уступку. Принципиальным моментом является применение к Украине принципов ценообразвания на российском рынке. Речь идет о ценообразовании по принципу привязки к европейскому рынку за вычетом затрат на транспортировку. Собственно, по схожему принципу «Газпром» предлагает образовывать цену на газ и на российском рынке. С двумя оговорками. В РФ будет чистый принцип net back-то есть не привязка к корзине нефтепродуктов, а вычет уже из цены газа стоимости транспортировки. Но поскольку в Евросоюзе цена на газ привязана к стоимости нефтепродуктов, то разница не так принципиальна. Тем более что Украина получает деньги за транзит российского газа. Кроме того, до 2014 года на внутреннем рынке будет применяться понижающий коэффициент (соответственно, 0,6 к равнодоходной цене в 2011 году, 0,7 — в 2012, 0,9 — в 2013 году).

В результате образование цен на газ для Украины будет происходить практически как для российского региона! Это серьезный аванс. Скорей всего, по этой причине часть российской элиты и населения эти соглашения воспримет как попытку привязать к себе Украину. И вот тут оценки позитивности разойдутся.

Не секрет, что по отношению к Украине российская общественность делится на два основных лагеря. Это прагматики, которые считают, что братская кровь не стоит экономических уступок. И романтики, уверенные, что между родственниками о деньгах не говорят. Последние явно должны быть довольны соглашением — но только не надо забывать, что платить придется из своего кармана. Ведь российский бюджет теряет солидную сумму. Подсчитать ее несложно. Украина обязалась закупить в 2010 году 36,5 млрд. куб.м. (из них 6,5 млрд. кубометров в первом квартале оплачены и не учитываются). В апреле—декабре Украина закупит 30 млрд. кубов примерно по 340 долларов за тысячу кубометров. В итоге мы имеем $3,09 млрд.

Цифра довольно скромная. Но компенсацию можно найти — хотя бы на том же внутреннем рынке. Может, вовсе не случайно, пока президенты двух стран подписывали новые соглашения, совет директоров «Газпрома» как раз обсуждал предложения об условиях и порядке перехода на принцип равнодоходности экспорта газа и его продаж на внутреннем рынке. «Газпром» намерен повысить свои доходы и налоговые платежи, которые могут заместить потери от украинских договоренностей.

Стоит также обратить внимание на тот факт, что допсоглашение действует не год, а весь срок контракта до 2020 года. Каждый год Украина должна потреблять порядка 40 млрд. кубометров газа, что означает ежегодную скидку порядка 4 млрд. долларов. Столь долгосрочные обязательства России весьма любопытны. И позволяют дать совершенно иную трактовку договоренностям, чем «газ в обмен на флот». Эти договоренности выглядят далеко не романтичными на самом деле.

Напомню, что Россия 9 апреля начала строительство морской части проекта Северный поток. Не отказались мы строить и Южный поток. Суммарная мощность двух проектов составляет 118 млрд. кубометров. Это больше, чем зафиксированный в контракте объем прокачки через Украину в 110 млрд. кубометров. То есть после завершения строительства двух потоков Украина как транзитная страна будет не нужна. Это скоро начнет понимать и сама Украина. Но пока потоки строятся, без Украины прокачать газа в Европу нельзя. Значит, напоследок она наверняка захочет воспользоваться своей монополией. Таким образом, новый контракт, возможно, — это плата не за флот. А бонус Украине за то, чтобы она вела себя цивилизованно до 2020 года — когда Россия построит обе нитки Северного потока и завершит Южный поток. Что будет потом, когда украинская труба уже не понадобится? Вот тогда и проверим, что нас связывает — родная кровь или труба.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ.

Опубликовано: РИА Новости, 22.04.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики