Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Обменяли газ на флот?

Обменяли газ на флот?

Длительные переговоры о цене на газ для Украины завершились довольно неожиданно. Украина получила весьма солидную скидку — 30% от зафиксированной в контракте от 19 января 2009 года цены на газ. А взамен Россия продлила пребывание Черноморского флота в Крыму на 25 лет. Причем связь этих двух вещей властями не скрывается, что было со всей очевидностью замечено вчера во время рабочей встречи президента Дмитрия Медведева и президента Виктора Януковича в Харькове.

Вместе с тем, по словам Медведева, вопросы по Черноморскому флоту и газовый вопрос связаны друг с другом лишь технически. «Соответствующая скидка, она будет учитываться в качестве части арендной платы РФ за пребывание нашего Военно-Морского флота, нашей базы в Севастополе. Это не политическая связка, но техническая, потому что это деньги», — пояснил Дмитрий Медведев.

Собственно, обмен газа на флот объясняет довольно важный момент. Скидку на газ дало Украине именно российское государство, а не компания «Газпром». Дисконт в размере 30% будет оплачен из российского бюджета. Потому что теперь с поставок газа на Украину не будет взиматься 30%-ная экспортная пошлина. «Газпром» от поправок в контракт не получил особых выигрышей — ему не дали возможность управлять подземными газохранилищами, не либерализовали доступ к конечным потребителям газа. Но он ничего и не проиграл. Государство решило проблему флота — поэтому оно и платит. Вроде бы логично. Правда, остается вопрос о равноценности такого обмена.

Мы пошли Украине на весьма большую уступку. Принципиальным моментом является применение к Украине принципов ценообразвания на российском рынке. Речь идет о ценообразовании по принципу привязки к европейскому рынку за вычетом затрат на транспортировку. Собственно, по схожему принципу «Газпром» предлагает образовывать цену на газ и на российском рынке. С двумя оговорками. В РФ будет чистый принцип net back-то есть не привязка к корзине нефтепродуктов, а вычет уже из цены газа стоимости транспортировки. Но поскольку в Евросоюзе цена на газ привязана к стоимости нефтепродуктов, то разница не так принципиальна. Тем более что Украина получает деньги за транзит российского газа. Кроме того, до 2014 года на внутреннем рынке будет применяться понижающий коэффициент (соответственно, 0,6 к равнодоходной цене в 2011 году, 0,7 — в 2012, 0,9 — в 2013 году).

В результате образование цен на газ для Украины будет происходить практически как для российского региона! Это серьезный аванс. Скорей всего, по этой причине часть российской элиты и населения эти соглашения воспримет как попытку привязать к себе Украину. И вот тут оценки позитивности разойдутся.

Не секрет, что по отношению к Украине российская общественность делится на два основных лагеря. Это прагматики, которые считают, что братская кровь не стоит экономических уступок. И романтики, уверенные, что между родственниками о деньгах не говорят. Последние явно должны быть довольны соглашением — но только не надо забывать, что платить придется из своего кармана. Ведь российский бюджет теряет солидную сумму. Подсчитать ее несложно. Украина обязалась закупить в 2010 году 36,5 млрд. куб.м. (из них 6,5 млрд. кубометров в первом квартале оплачены и не учитываются). В апреле—декабре Украина закупит 30 млрд. кубов примерно по 340 долларов за тысячу кубометров. В итоге мы имеем $3,09 млрд.

Цифра довольно скромная. Но компенсацию можно найти — хотя бы на том же внутреннем рынке. Может, вовсе не случайно, пока президенты двух стран подписывали новые соглашения, совет директоров «Газпрома» как раз обсуждал предложения об условиях и порядке перехода на принцип равнодоходности экспорта газа и его продаж на внутреннем рынке. «Газпром» намерен повысить свои доходы и налоговые платежи, которые могут заместить потери от украинских договоренностей.

Стоит также обратить внимание на тот факт, что допсоглашение действует не год, а весь срок контракта до 2020 года. Каждый год Украина должна потреблять порядка 40 млрд. кубометров газа, что означает ежегодную скидку порядка 4 млрд. долларов. Столь долгосрочные обязательства России весьма любопытны. И позволяют дать совершенно иную трактовку договоренностям, чем «газ в обмен на флот». Эти договоренности выглядят далеко не романтичными на самом деле.

Напомню, что Россия 9 апреля начала строительство морской части проекта Северный поток. Не отказались мы строить и Южный поток. Суммарная мощность двух проектов составляет 118 млрд. кубометров. Это больше, чем зафиксированный в контракте объем прокачки через Украину в 110 млрд. кубометров. То есть после завершения строительства двух потоков Украина как транзитная страна будет не нужна. Это скоро начнет понимать и сама Украина. Но пока потоки строятся, без Украины прокачать газа в Европу нельзя. Значит, напоследок она наверняка захочет воспользоваться своей монополией. Таким образом, новый контракт, возможно, — это плата не за флот. А бонус Украине за то, чтобы она вела себя цивилизованно до 2020 года — когда Россия построит обе нитки Северного потока и завершит Южный поток. Что будет потом, когда украинская труба уже не понадобится? Вот тогда и проверим, что нас связывает — родная кровь или труба.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ.

Опубликовано: РИА Новости, 22.04.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики