Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему у Беларуси вдруг возникла проблема с калорийностью российского газа?

Почему у Беларуси вдруг возникла проблема с калорийностью российского газа?

Пытаясь хоть как-то сбить цену на газ, Минск после неоднократных, но безуспешных попыток, похоже, решился на отчаянный шаг: стал оплачивать поставки не по согласованной ранее цене, ссылаясь на низкое качество российского газа.

При этом белорусская сторона предложила «Газпрому» доказать, что тот поставляет в Беларусь «правильный» газ.

Новые претензии Минска

Коротко напомним хронологию газового противостояния Минска и Москвы в этом году.

14 февраля 2020 г. глава «Газпрома» Алексей Миллер и посол Беларуси в РФ Владимир Семашко подписали изменения в соглашение о порядке формирования цен при поставке российского газа в Беларусь на текущий год. Цена на газ для Беларуси осталась на уровне 2019 года – 127 долларов за тыс. куб. м – результат компромисса, потому что Минск пытался настоять на более низкой цене.

Однако уже через пару месяцев оказалось, что из-за пандемии цены на газ на европейском рынке упали до исторически минимального уровня, в результате чего Минску пришлось платить за российский газ дороже, чем европейским потребителям.

В течение всего этого времени белорусская сторона пыталась доказать, что российский газ для Беларуси должен стоить дешевле. Об этом неоднократно заявлял белорусский президент Александр Лукашенко. И даже предупреждал, что белорусская сторона откажется платить российской «дочке» «Газпрома» наценку за продажу газа на внутреннем рынке, что было предусмотрено пакетным соглашением при продаже «Белтрансгаза» российскому концерну.

Напомним, что сейчас, согласно контракту, дочерняя компания «Газпрома» ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» покупает газ на границе с РФ по 127 долларов за тыс. куб. м (без НДС), а затем продает газ его внутренним потребителям с наценкой около 20 долларов. Таким образом, организации «Белтопгаза» покупают газ уже примерно по 147 долларов за тыс. куб. м (без НДС).

Ранее белорусский президент также заявлял, что в нынешних условиях на фоне резкого падения цен на энергоносители цена на российский газ для Беларуси должна составлять 40-45 долларов за тыс. кубометров с учетом логистики, а не 127 долларов. При этом посол РФ в Беларуси Дмитрий Мезенцев фактически признал правоту белорусских претензий – в начале апреля он также не исключил, что Минск и Москва могут сесть за стол переговоров и «переосмыслить» цену на российский газ с учетом падения мировых цен на нефть. Однако, подчеркнул при этом дипломат, подписанный сторонами газовый контракт на 2020 год должен исполняться.

В апреле министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич сообщил, что белорусская сторона внесла предложения «Газпрому» о пересмотре в сторону снижения стоимости поставляемого в 2020 году в Беларусь газа. Он также отметил, что Минск направил «Газпрому» предложения о возможности покупки определенного объема российского газа не в рамках долгосрочных контрактов, «а на биржевых площадках по конкурентным ценам».

Белорусский премьер Сергей Румас 14 мая сообщал, что Беларусь на переговорах в мае он попытается доказать российскому «Газпрому» чрезмерность цены на импортируемый из России газ в 127 долларов, так как по спотовым поставкам цена газа составляет 80 долларов за тыс. куб. м.

Между тем 19 мая на евразийском саммите белорусскому президенту Александру Лукашенко не удалось убедить российского президента Владимира Путина унифицировать тарифы на транспортировку газа в ЕАЭС (сейчас они примерно в три раза выше, чем для РФ, и рассчитаются в долларах), хотя это позволило бы Минску снизить цену на российский газ примерно в три раза и, возможно, прекратить дальнейшие споры по его цене. Но Путин четко дал понять, что единый тариф на транзит газа по ЕАЭС «может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом и единой системой налогообложения».

Можно предположить, что после этого фиаско Минск принял решение «скорректировать» условия оплаты импортируемого газа. Неслучайно уже 27 мая премьер РФ Михаил Мишустин в телефонном разговоре с премьер-министром Беларуси Сергеем Румасом подчеркнул важность четкого выполнения двусторонних договоренностей Беларуси и РФ в нефтегазовой сфере.

Обменялись письмами

Через два дня, 29 мая, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер впервые озвучил сумму, которая задолжала белорусская сторона за российский газ – 165,57 млн долларов. Миллер также заявил, что переговоры по поставкам газа в Беларусь с 2021 года компания готова начать только после урегулирования вопроса с белорусским долгом за газ.

«Общая сумма белорусской задолженности за поставки российского газа на сегодня составляет 165,57 млн долларов. Сразу, как только будет полностью урегулирована задолженность, российская сторона будет готова назначить переговоры по условиям поставки газа с 1 января 2021 года. Письмо с изложением этой позиции сегодня было направлено министру энергетики Республики Беларусь», – сказал Миллер.

В ответ пресс-служба Минэнерго Беларуси в этот же день заявила, что Беларусь не имеет задолженности перед российским ПАО «Газпром» за импортируемый газ. При этом в Минэнерго уточнили, что «между субъектами хозяйствования имеются разногласия по определению стоимости поставляемого природного газа с учетом его калорийности». В министерстве также подчеркнули, что «урегулирование возникших вопросов находится в компетенции хозяйствующих субъектов».

Министерство энергетики Беларуси 5 июня сообщило, что в начале июня направило письмо в адрес председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера с предложением обсудить условия поставок газа в Беларусь в 2020 году, а также и методику ценообразования на газ с января 2021 года.

В письме, как отмечает пресс-служба, еще раз подчеркивается, что разногласия по определению стоимости поставляемого природного газа с учетом его калорийности возникли между субъектами хозяйствования – ГПО «Белтопгаз», ОАО «Нафтан» и ОАО «Газпром трансгаз Беларусь».

Для урегулирования возникших разногласий Минэнерго Беларуси считает необходимым, чтобы «Газпром трансгаз Беларусь» предоставило «Белтопгазу» методику определения фактической среднемесячной теплоты сгорания природного газа с метрологическим подтверждением ее пригодности в соответствии с законодательством Беларуси. В свою очередь, Минэнерго Беларуси пообещало, что «Белтопгаз» оперативно ее рассмотрит.

«Газпром» качает в Беларусь «разбавленный» газ?

Итак, «Газпром» требует от Минска сначала погасить накопившийся долг за поставки газа, а потом приступить к переговорам по условиям поставки газа в 2021 году. Об изменении цены на газ в 2020 году российский концерн речь даже не ведет.

Белорусская сторона, в свою очередь, предлагает оперативно сесть за стол и обсудить условия поставок газа в Беларусь в 2020 году, а также методику ценообразования на газ для Беларуси с 2021 года. При этом белорусская сторона утверждает, что белорусское государство ничего не должно «Газпрому», – проблемы с оплатой возникли у «Белтопгаза» в связи «с вопросами калорийности поставляемого «Газпромом» газа».

Калорийность газа – это, по сути, количество тепла, которое получается от сжигания газа.

Весь мир давно объем газа измеряет в тепловых единицах. К примеру, сегодня в Евросоюзе используется практика заключения контрактов купли-продажи природного газа по ценам, которые привязаны к показателю энергетической ценности топлива и измеряются в EUR/МВт·ч. Это позволяет покупателю точнее спрогнозировать свои потребности в газе и платить за полученный ресурс справедливую цену.

Согласно заключенным НАК «Нафтогаз Украины» контрактам с европейскими компаниями, стоимость природного газа также взаимосвязана с его энергетической ценностью (измеряется в МВт·ч), что соответствует стандартным европейским газовым договорам EFET.

При этом при приеме природного газа в магистральные газопроводы «Укртрансгаза» в обязательном порядке осуществляется проверка его качества.

Между тем в открытом доступе можно найти информацию о том, что согласно контракту купли-продажи природного газа между НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» от 19 января 2009 года, базовая низшая теплотворность способность газа составляет 8050 ккал/куб. м. Допустимый диапазон низшей теплоты сгорания составляет 7800-8250 ккал/куб. м.

То есть, как можно полагать, такой показатель, как калорийность газа, возник не вчера и даже не позавчера – он давно предусмотрен газовыми контрактами. Причем, это – оперативно контролируемый показатель.

Отметим, что у «Газпрома» ранее были конфликты по такому же вопросу с европейцами. В июне 2017 года польский оператор GAZ-System объявил о прекращении подачи в систему газопроводов страны газа, поступавшего по реверсу из ямальского газопровода. Причиной отказа от закачки газа в сообщении компании названо его низкое качество. «Газпром» тогда оперативно сообщил, что некачественный газ стал подаваться по трубопроводу «Ямал-Европа» из-за «технических проблем», и эти проблемы также оперативно были решены.

Почему же у «Белтопгаза» вдруг возникла проблема с калорийностью импортируемого из РФ газа? Почему он оперативно не потребовал от российского поставщика ликвидировать эту проблему?

Можно предположить, что еще в апреле такой проблемы не существовало. Иначе министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич, сообщая о новых предложениях «Газпрому» о пересмотре цены и покупке определенных объемов газа на биржевых площадках, вряд ли бы умолчал о ней.

Получается, что проблема с калорийностью поставляемого газа из РФ у белорусских потребителей возникла буквально в последние пару месяцев.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в комментарии «БЕЛРЫНКУ» отметил, что «в коммерческих контрактах всегда данные параметры прописаны: что платится вот такая цена за тыс. куб. м газа с вот такой калорийностью».

«Причем, сумма задолженности белорусской стороной заявляется довольно высокая. Получается, что Минск выставляет претензии по качеству газа, который получал на протяжении долгового времени, либо (если речь идет о поставках в 2020 году) калорийность газа упала в разы, и «Газпром» качает разбавленный воздухом газ», – отметил Юшков.

По его словам, в любом случае вопрос калорийности нужно было заявлять гораздо раньше. «А то он воспринимается именно как попытка сбить цены, а не как реальная проблема», – подчеркнул эксперт.

Непредсказуемая развязка

Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота 5 июня по итогам состоявшегося заседания Группы высокого уровня Совета министров Союзного государства заявил журналистам, что Минэнерго РФ даны поручения снять заботящие белорусскую сторону вопросы по поставкам газа.

«Поднимался вопрос по тарифам на природный газ для Беларуси. Сейчас этим вопросом занимаются министерства энергетики, им даны соответствующие поручения с тем, чтобы снять заботящие белорусскую сторону вопросы. Чтобы было найдено какое-то решение, которое удовлетворяло бы обе стороны», – сказал Рапота.

Однако это дипломатическое заявление вряд ли увенчается нужным для Минска результатом, как уже показала практика этого года. Нынешняя история с накопленным долгом напоминает недавнюю, когда «Газпром» считал оплату поставок исходя из достигнутых договоренностей, а Минск – по-своему, и в итоге сумма долга росла ежемесячно.

Напомним, четыре года назад, исчерпав все аргументы в торге с «Газпромом» за скидку к цене, Беларусь прибегла к крайним мерам – в одностороннем порядке с 1 января 2016 года перестала оплачивать газ по установленной формуле, а установила для себя более «справедливую» цену, ориентируясь на «европейскую» цену. То есть платила за газ не по 132 доллара за тыс. куб. м, как получалось по формуле, а по 73 доллара за тыс. куб. м. Это стало поводом громкого конфликта с РФ, который удалось погасить только в апреле 2017 года, вслед за чем Беларуси на 2018 год была установлена фиксированная цена на газ в 129 долларов за тыс. куб. м, на 2019 год – 127 долларов.

Напомним, что тогда проблему сняли президенты: встретились и решили ее в комплексе – но по нефти и газу, предложив экзотический механизм перетаможки нефти.

«Но сейчас вряд ли такая развязка возможна, так как президенты уже неоднократно встречались и расходились без компромисса. Путин сейчас занял довольно жесткую позицию: дешевые углеводороды будут только при условии дальнейшей плотной интеграции», – отмечает Юшков.

Однако вряд ли газовое противостояние между Минском и Москвой в ближайшее время перерастет в активную фазу – время для конфронтации слишком неподходящее и для Минска, и для Москвы. Скорее всего, оно затянется. И пока непонятно, какой будет развязка этого назревающего конфликта.

Автор: Татьяна Маненок

Источник: БЕЛРЫНОК, 09.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики