Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проблема с текущей задолженностью Беларуси за российский газ напоминает газовый конфликт 2016-2017 гг — эксперт

Проблема с текущей задолженностью Беларуси за российский газ напоминает газовый конфликт 2016-2017 гг — эксперт

Проблема с текущей задолженностью Беларуси за поставки российского газа напоминает газовый конфликт 2016-2017 гг, когда Минск в одностороннем порядке перешел на оплату газа только по «справедливой цене», и в итоге оказался должен Газпрому более 700 млн долл. Это отметил в комментарии агентству ПраймПресс ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (Россия) Игорь Юшков.

«Проблема задолженности за российский газ в этом году напоминает историю, когда - четыре года - назад «Газпром» по-своему считал цену поставок, а Минск - по своему, и в итоге сумма разногласий росла ежемесячно», - сказал Юшков.

Как сообщалось, в январе 2016 г официальный Минск инициировал нефтегазовый конфликт с РФ, отказавшись оплачивать поставляемый газ по контрактной цене в 132 долл за 1 тыс куб м. Расчеты производились по декларированной Минском «справедливой» цене (примерно 100 долл за 1 тыс куб м), в результате к марту 2017 г объем невыполненных контрактных обязательств составил 726 млн долл. В качестве ответной меры Россия существенно сократила поставки в Беларусь нефти, ввела административные ограничения на белорусский экспорт, «заморозила» перечисление кредитного финансирования по линии Евразийского фонда стабилизации и развития. В марте 2017 г нефтегазовый конфликт был разрешен после встречи президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко. Стороны зафиксировали новые контрактные цены на газ: 141 долл за 1 тыс куб м до конца 2017 г, 129 долл – в 2018 г и 127 долл – в 2019 г. В апреле 2017 г Беларусь полностью погасила накопившуюся в ходе конфликта задолженность перед Газпромом.

После перечисления 13 апреля «Газпрому» 726 миллионов долларов задолженности за поставки газа в 2016-2017 годах Беларусь до сих пор не получила обещанного компенсационного межгосударственного кредита в объеме до 780 миллионов долларов (формально - на рефинансирование обязательств по обслуживанию российской части внешнего госдолга в текущем году). Хотя, как отметил 30 мая по этому поводу министр финансов РБ В. Амарин, кредит правительства РФ находится «в высокой степени проработки». Лишь частично исполнено обещанное В. Путиным «разблокирование» антикризисной кредитной программы ЕФСР – в конце апреля был перечислен 300-миллионный транш, задерживавшийся с прошлой осени.

Однако в текущей ситуации подобная комплексная развязка вряд ли возможна, считает Юшков. «Президенты уже неоднократно встречались и расходились без компромисса. Путин сейчас занял довольно жесткую позицию: дешевые углеводороды будут только при условии дальнейшей плотной интеграции», - отметил он.

По его словам, в настоящее время Беларусь ищет «путь для снижения цен на газ». «Простая апелляция к тому, что в Европе сейчас газ стоит дешево, не помогла. Теперь началось «углубление», - подчеркнул эксперт. Так, Минск предпринял попытку получить более выгодную цену за счет снижения тарифа на транспортировку газа.

«В открытом доступе есть межправсоглашение о контракте Газпрома на поставку газа в Беларусь, где указан тариф на прокачку от Ямала до российско-белорусской границы. Он довольно высок и считается в долларах (тариф Газпрома на транспортировку газа из Ямало-Ненецкого автономного округа до белорусской границы составляет почти 3 долл за 1 тыс куб м на 100 км, внутрироссийский тариф - порядка 1 долл – ред.). Это приводит к относительно высокой цене для Беларуси. По контракту газ для Беларуси сейчас вообще должен стоить около 152 долл за 1 тыс куб м, но допсоглашение снижает эту сумму до 127 долл. Однако Путин публично заявил, что унификации тарифов на прокачку газа пока не будет. Теперь Минск пытается найти другой элемент в формуле ценообразования, указывая на который удастся поменять цены – через калорийность газа», - отметил эксперт.

Он обратил внимание, что сумма задолженности за газ уже накопилась значительная – 165,6 млн долл, по оценке Газпрома. «Получается, что Минск выставляет претензии по качеству газа, который получал на протяжении долгого времени. Либо, если речь идет о поставках в 2020 г, калорийность газа упала в разы. В любом случае вопрос калорийности нужно было заявлять гораздо раньше. Иначе он воспринимается именно как попытка сбить цены, а не как реальная проблема», - подчеркнул эксперт.

Как сообщалось, в конце мая Газпром заявил о готовности начать переговоры по поставкам газа в Беларусь на период с 2021 г после урегулирования текущих долговых вопросов. В Минэнерго Беларуси, в свою очередь, заявили, что страна не имеет задолженности за поставленный газ, но между субъектами хозяйствования есть разногласия по определению стоимости газа «с учетом его калорийности». Минэнерго подготовило и направило в Газпром письмо с предложениями по изменению условий поставок газа в 2020 г и методике ценообразования с 1 января 2021 г. Кроме того, Минэнерго запросило у ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» методику определения калорийности газа, так как по этому параметру у сторон возникли разногласия.

8 июня пресс-служба Газпрома сообщила, что российская сторона не будет пересматривать цену на газ для Беларуси на 2020 г, и подтвердила готовность начать переговоры о поставках в 2021 г при соблюдении белорусской стороной условий текущего контракта.

Как сообщалось, Беларусь ежегодно импортирует из РФ около 20 млрд куб м газа и является крупнейшим после Германии его потребителем. В феврале 2020 г глава Газпрома Алексей Миллер и посол Беларуси в РФ Владимир Семашко подписали документ о порядке формирования цен при поставке российского газа в республику в 2020 г. Цена на газ для Беларуси осталась на уровне 2019 г – 127 долл за 1 тыс куб м. С тех пор белорусская сторона настаивала, что российский газ для Минска должен стоить дешевле. Так, президент Беларуси Лукашенко неоднократно требовал выполнения договоренности о переходе на внутрироссийские цены при поставках Минску, которая, по его словам, была достигнута в 2011 г при продаже Газпрому газотранспортного предприятия «Белтрансгаз». После обвального падения нефтяных котировок в 2020 г и снижения газовых цен на европейских спотовых площадках (до 80 долл за 1 тыс куб м) Лукашенко утверждал, что при нынешней мировой конъюнктуре тариф на российский газ для Беларуси должен составлять 40-45 долл за 1 тыс куб м с учетом логистики.

Источник: ПраймПресс, 09.06.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики