Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия отказала Белоруссии в цене на газ: эксперт предсказал действия Лукашенко

Россия отказала Белоруссии в цене на газ: эксперт предсказал действия Лукашенко

Батька может спровоцировать в стране энергетический кризис

Москва ответила категорическим отказом на требование Минска снизить цены на российский газ, экспортируемый в союзную республику. Приступить к переговорам о поставках «голубого топлива» в будущем году наша страна согласится только после устранения существующих долгов перед «Газпромом», оцениваемых в $165 млн. Президент Белоруссии Александр Лукашенко погашать обязательства не собирается и обвиняет Россию в поставках некачественного сырья и завышенной стоимости энергоресурсов. Наиболее цивилизованным выходом из критической ситуации будет судебное разбирательство в европейских арбитражах, но подобные процессы обычно отнимают несколько лет. Тратить столько времени «батьке» не с руки — в августе в Белоруссии будут проведены очередные выборы главы государства и именно к этому времени Лукашенко стремится обеспечить свое население стабильными поставками газа. 

Утром деньги — вечером стулья. Именно так можно расценивать жесткий отрицательный ответ России на письмо от правительства Белоруссии, в котором говорилось о необходимости снизить контрактную стоимость газа, поставляемого из нашей страны, в два-три раза. По мнению главы «Газпрома» Алексея Миллера, цены на российское «голубое топливо» были окончательно согласованы еще в феврале 2020 года, поэтому у Минска нет оснований требовать скидки.

Теоретически, российский газовый монополист абсолютно прав — действительно, этой зимой белорусский посол Владимир Семашко подтвердил, что стоимость сырья для Минска останется на уровне предыдущего года: $127 за тысячу кубометров. Правда, присутствовала некоторая оговорка — бывший первый вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой, назначенный на днях на должность замглавы администрации президента республики, отметил, что базовый вариант, возможно, потребует «небольшой» коррекции.

Однако исправление цен, на котором начал настаивать Минск, вряд ли можно назвать «небольшим» — как завил Лукашенко, в связи с падением мировых котировок на углеводороды, «Газпром» должен снизить свои цены до $40-45 за тыс кубометров – в 3 раза!

У Белоруссии существуют претензии, относящиеся к техническим характеристикам российского топлива. Главным образом, они касаются калорийности поставляемого газа, то есть, количества теплоты, выделяется при сгорании топлива. Речь идет, грубо говоря, о том, за какое время можно закипятить чайник: если получается за пять минут, то в калорийности газа можно не сомневаться; если на те же цели требуется вдвое больше, то традиционный метан, скорее всего, «разбавлен» азотом. Проверить качество газа можно только в лабораторных условиях. Подобные характеристики управляются международными ГОСТами, поэтому претензии Минска к качеству российского «голубого топлива», которое по тем же транзитным трубам транспортируется в Европу, выглядят как минимум спорными.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, любое межгосударственное соглашение обязательно должно предусматривать возможность появления спорных моментов, которые должны урегулироваться в международных юридических инстанциях. Тем не менее, по словам эксперта, Минск по-прежнему ограничивается голословными обвинениями, не всегда подтвержденными достоверными фактами.

Правда, европейское законодательство давно не баловало «Газпром» позитивными вердиктами. В последнее время в судах Старого Света российскую компанию преследовали постоянные фиаско: в прошлом году Украине удалось отсудить у концерна $2 млрд за недопоставки газа, а в нынешней весной Стокгольмский арбитраж присудил Польше компенсацию в $1,5 млрд за переплату топлива в прежнее время. В связи с этем, по словам экспертов, нельзя исключать, что при переносе российско-белорусских разногласий в международные суды, «Газпрому» удастся отстоять свою правоту в ценовом споре с Минском.

Между тем, для Лукашенко ставки в нынешнем - далеко не первом – энергетическом конфликте с Россией как никогда высоки. В начале августа жителям Белоруссии в очередной раз придется выбирать президента страны. Хотя с 1994 года «батька» не расставался с креслом главы государства, теперь его позиции могут пошатнуться. По словам старшего научного сотрудника отдела Белоруссии Института стран СНГ Юрия Баранчика, в настоящее время за Лукашенко готовы голосовать всего 6% населения, поэтому он может проиграть даже в первом туре. Топливная карта может быть далеко не последней в колоде как действующего президента, так и его политических оппонентов. Если к августу определенность с поставками российского «голубого топлива» не появится, то Лукашенко рискует потерять поддержку даже со стороны самых стойких своих сторонников. Ведь в этом случае перед Белоруссией замаячит реальная перспектива сначала энергетического, а затем и экономического кризиса.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 09.06.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики