Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия отказала Белоруссии в цене на газ: эксперт предсказал действия Лукашенко

Россия отказала Белоруссии в цене на газ: эксперт предсказал действия Лукашенко

Батька может спровоцировать в стране энергетический кризис

Москва ответила категорическим отказом на требование Минска снизить цены на российский газ, экспортируемый в союзную республику. Приступить к переговорам о поставках «голубого топлива» в будущем году наша страна согласится только после устранения существующих долгов перед «Газпромом», оцениваемых в $165 млн. Президент Белоруссии Александр Лукашенко погашать обязательства не собирается и обвиняет Россию в поставках некачественного сырья и завышенной стоимости энергоресурсов. Наиболее цивилизованным выходом из критической ситуации будет судебное разбирательство в европейских арбитражах, но подобные процессы обычно отнимают несколько лет. Тратить столько времени «батьке» не с руки — в августе в Белоруссии будут проведены очередные выборы главы государства и именно к этому времени Лукашенко стремится обеспечить свое население стабильными поставками газа. 

Утром деньги — вечером стулья. Именно так можно расценивать жесткий отрицательный ответ России на письмо от правительства Белоруссии, в котором говорилось о необходимости снизить контрактную стоимость газа, поставляемого из нашей страны, в два-три раза. По мнению главы «Газпрома» Алексея Миллера, цены на российское «голубое топливо» были окончательно согласованы еще в феврале 2020 года, поэтому у Минска нет оснований требовать скидки.

Теоретически, российский газовый монополист абсолютно прав — действительно, этой зимой белорусский посол Владимир Семашко подтвердил, что стоимость сырья для Минска останется на уровне предыдущего года: $127 за тысячу кубометров. Правда, присутствовала некоторая оговорка — бывший первый вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой, назначенный на днях на должность замглавы администрации президента республики, отметил, что базовый вариант, возможно, потребует «небольшой» коррекции.

Однако исправление цен, на котором начал настаивать Минск, вряд ли можно назвать «небольшим» — как завил Лукашенко, в связи с падением мировых котировок на углеводороды, «Газпром» должен снизить свои цены до $40-45 за тыс кубометров – в 3 раза!

У Белоруссии существуют претензии, относящиеся к техническим характеристикам российского топлива. Главным образом, они касаются калорийности поставляемого газа, то есть, количества теплоты, выделяется при сгорании топлива. Речь идет, грубо говоря, о том, за какое время можно закипятить чайник: если получается за пять минут, то в калорийности газа можно не сомневаться; если на те же цели требуется вдвое больше, то традиционный метан, скорее всего, «разбавлен» азотом. Проверить качество газа можно только в лабораторных условиях. Подобные характеристики управляются международными ГОСТами, поэтому претензии Минска к качеству российского «голубого топлива», которое по тем же транзитным трубам транспортируется в Европу, выглядят как минимум спорными.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, любое межгосударственное соглашение обязательно должно предусматривать возможность появления спорных моментов, которые должны урегулироваться в международных юридических инстанциях. Тем не менее, по словам эксперта, Минск по-прежнему ограничивается голословными обвинениями, не всегда подтвержденными достоверными фактами.

Правда, европейское законодательство давно не баловало «Газпром» позитивными вердиктами. В последнее время в судах Старого Света российскую компанию преследовали постоянные фиаско: в прошлом году Украине удалось отсудить у концерна $2 млрд за недопоставки газа, а в нынешней весной Стокгольмский арбитраж присудил Польше компенсацию в $1,5 млрд за переплату топлива в прежнее время. В связи с этем, по словам экспертов, нельзя исключать, что при переносе российско-белорусских разногласий в международные суды, «Газпрому» удастся отстоять свою правоту в ценовом споре с Минском.

Между тем, для Лукашенко ставки в нынешнем - далеко не первом – энергетическом конфликте с Россией как никогда высоки. В начале августа жителям Белоруссии в очередной раз придется выбирать президента страны. Хотя с 1994 года «батька» не расставался с креслом главы государства, теперь его позиции могут пошатнуться. По словам старшего научного сотрудника отдела Белоруссии Института стран СНГ Юрия Баранчика, в настоящее время за Лукашенко готовы голосовать всего 6% населения, поэтому он может проиграть даже в первом туре. Топливная карта может быть далеко не последней в колоде как действующего президента, так и его политических оппонентов. Если к августу определенность с поставками российского «голубого топлива» не появится, то Лукашенко рискует потерять поддержку даже со стороны самых стойких своих сторонников. Ведь в этом случае перед Белоруссией замаячит реальная перспектива сначала энергетического, а затем и экономического кризиса.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 09.06.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики