Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Углеводородный демарш Белоруссии ускорит интеграцию с Россией

Углеводородный демарш Белоруссии ускорит интеграцию с Россией

Отказ белорусской экономики от углеводородов нереален, считает преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Белорусская углеводородонезависимость вызывает сомнения

Премьер-министр Белоруссии Роман Головченко призвал в белорусском парламенте избавить страну от углеводородной зависимости.

Головченко считает, что в условиях новой реальности, когда Белоруссия переходит к мировым ценам на энергоносители, это является основной стратегической задачей Минска в его экономической политике.

Перед нами политическое заявление нового главы белорусского кабмина, которого в Минске назначили аккурат перед августовскими президентскими выборами. В рамках этого события президент Белоруссии Александр Лукашенко активно раскручивает тему борьбы Минска с зависимостью от ценовой политики Москвы по поставкам нефти и газа.

Минск развел бурную деятельность по покупке нефти через терминалы Польши и Украины, демонстрируя этим перспективу отказа от поставок из России. Объемы сравнительно небольшие, но белорусам важен политический подтекст.

На практике это мало соответствует действительности – если брать нефть, то Минск закупает 25 млн баррелей в год, причем 17-18 млн из них идут на переработку и экспорт. В этой стране расположено два крупных НПЗ, которые делают из российского сырья нефтепродукты для продажи за рубеж. По разным оценкам этот источник дает Минску от 2 до 5 млрд долларов ежегодно.

Фактически это косвенная дотация белорусам со стороны Москвы, поскольку благодаря тому, что Белоруссия не платит российской экспортной пошлины, она получает от этой торговой схемы сверхприбыль. Сейчас данный вопрос поставлен под сомнение после начала налогового маневра в России, но белорусы все равно из-за логистики не смогут отказаться от российских нефти и газа.

Альтернативных России поставщиков газа у Белоруссии нет – для этого нужно построить специальный интерконнектор, а если брать нефть, то любые закупки на мировом рынке окажутся для Минска дороже непремиальных российских цен.

Белоруссия не имеет собственной нефтедобычи, а ее газодобыча находится на минимальном уровне и не сможет обеспечить потребности белорусского экспорта и даже скромного внутреннего рынка.

«Не знаю, как белорусы собираются отказываться от углеводородной зависимости. Они могут вложить деньги в возобновляемые источники энергии и перейти на электромобили за счет белорусского бюджета. Для этого нужно взять где-нибудь в долг деньги – может быть, у китайцев, европейцев или у Саудовской Аравии», - заключает Митрахович.

Тогда уровень зависимости от углеводородов в Белоруссии будет снижен, но все равно останется производство масел, нефтехимия и газохимия, которые продолжат нуждаться в значительных объемах углеводородного сырья.

«Можно еще не производить, а покупать азотные удобрения, которые делаются из газа, у других государств», - резюмирует Митрахович.

Углеводороды приносят Белоруссии стабильный доход

Не надо забывать и про предложение Москвы о продаже белорусских НПЗ «Роснефти» или другой российской компании. В результате работа этих предприятий вместе с нефтепереработкой перестанет быть заботой Минска, но Лукашенко и белорусское правительство не один раз отказывались от такого варианта. Он предлагался Россией для того, чтобы прекратить постоянные трения с Белоруссией по ценам на нефть.

«Белорусы, перерабатывая и транзитируя российскую нефть, зарабатывают на этом деньги, но если представить, что европейцы или китайцы предоставят им кредиты, то в Минске могут пожертвовать нефтяной практикой. Взаимодействие с Россией приносит Белоруссии деньги, поэтому избавление от углеводородной зависимости возможно, если Пекин даст Минску кредит в 1 трлн долларов», - констатирует Митрахович.

По словам Станислава Павловича, разумным решением для Белоруссии является продолжение торгово-экономической кооперации по углеводородам как с Россией, так и с другими государствами Европы и мира.

«Белоруссия продает нефтепродукты в соседние страны – Евросоюз, Украину – и на этом зарабатывает приличные деньги. В основном это российское сырье, но небольшая добыча углеводородов существует и в Белоруссии», - заключает Митрахович.

России и Белоруссии нужно двигаться к интеграции

Очевидно, что все эти заявления представляют собой фон переговоров России и Белоруссии по ценам на нефть и газ, где Минск требует для себя специальных скидок, а иногда снижает цены в одностороннем порядке, игнорируя контрактные обязательства. В такой ситуации возникает вопрос, как необходимо поступать, чтобы сделать эти трения историей.

«Если две страны находятся на разных континентах, то и конфликтов у них, как правило, нет, а наше сотрудничество с Белоруссией продолжается и постоянно вызывает проблемы. Поэтому альтернативой является путь интеграции в виде Евразийского союза и создание единого экономического пространства», - резюмирует Митрахович.

Это движение по гармонизации гражданского и налогового кодексов и других отраслей законодательства России и Белоруссии. Для Минска это не грозит потерей суверенитета, его и в Москве укрепляют путем поправок в Конституцию РФ, голосование по которым пройдет 1 июля. 

«Нужно постепенно двигаться в сторону единой валюты – опыт ЕС показал нам, какие шаги нужно предпринимать. Общий рынок – это когда можно без проблем привезти и продать товар. Белорусский производитель мясомолочных изделий может продать свою продукцию в Москве, а российские НПЗ сделать этого в Минске не могут. Газ в Белоруссии распределяется государственной компанией с большой наценкой, поэтому в Минске не хотят прихода на рынок российских компаний», - констатирует Митрахович.

Минск продолжает требовать от Москвы односторонних уступок, а сам принимать пакет по двусторонней интеграции желанием не горит.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 11.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики