Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Вопрос в цене этих поставок». В Белоруссию 11 июня придет первая партия американской нефти

«Вопрос в цене этих поставок». В Белоруссию 11 июня придет первая партия американской нефти

«Белоруссия выбрала наиболее раздражающего поставщика», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Сегодня, 11 июня, в Белоруссию придет первая партия американской нефти. В начале июня танкер из Техаса прибыл в литовский порт Клайпеда, а оттуда нефть по железной дорог пошла в Белоруссию. Это пробная партия примерно в 80 тысяч тонн сырья.

Для страны это совсем небольшой объем: республика потребляет около 1,5 млн тонн нефти в месяц. И большую часть по-прежнему поставляет Россия. Но на фоне трений по поводу цен и поставок углеводородов Минск решил покупать их у альтернативных поставщиков: Норвегии, Азербайджана, Саудовской Аравии и США.

Причем это происходит далеко не в первый раз в истории на фоне очередных разногласий между Белоруссией и Россией. Минску сейчас благоприятствуют низкие мировые цены на нефть. Но с учетом транспортировки российское сырье все равно остается дешевле.

Так что речь идет о политическом шаге, замечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Мы прекрасно понимаем, почему Белоруссия сейчас закупила партию нефти у США. Она могла бы ту же самую норвежскую нефть закупить или еще у кого-то, здесь не столь важно, но она покупает американскую, понимая, что это наиболее болезненно будет восприниматься со стороны российского руководства. Белоруссия выбрала наиболее раздражающего поставщика, и до этого она говорила про саудовскую нефть тоже, потому что у России с Саудовской Аравией был открытый конфликт на нефтяном рынке — ценовая война. Сейчас она закончена, поэтому Саудовская Аравия не столь сильный раздражитель, как США. И вопрос в цене этих поставок. Она значительно больше, чем российские поставки, даже когда российская цена на нефть для Белоруссии примерно такая же, как мировая. То есть в основном формула цены такая: мировая стоимость, мировая цена минус экспортная пошлина. Сейчас, по сути, экспортная пошлина у нас отсутствует, она меньше 10 долларов на тонну была, это значит, что фактически там меньше доллара на каждый баррель приходилось, эта скидка для Белоруссии. Но с учетом доставки, особенно через Клайпеду, доходит чуть ли не по 10 долларов к баррелю сверху. Что самое смешное, Белоруссии постоянно показывали ее же собственную статистику Госстата, говорили: вы же сами публикуете данные, сколько стоит в среднем российская нефть и сколько стоит в среднем любая другая. И видно, что с венесуэльской больше чем в два раза, они покупали дороже венесуэльскую нефть, были попытки азербайджанскую, казахстанскую. Все выходило дороже. И в этом году они взяли просто и засекретили стоимость поставки из Норвегии и Азербайджана».

У Минска и Москвы есть очередные разногласия и по стоимости газа. Россия сейчас поставляет топливо по 125 долларов за тысячу кубометров. Минск требует снизить цену.

Однако в «Газпроме» настаивают, что Белоруссия сначала должна погасить долг в 165 млн долларов за текущие поставки. Позиция Минска заключается в том, что у страны нет задолженности перед российской госкорпорацией.

Источник: BFM.RU, 11.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики