Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции США против «Северного потока-2» сделали Меркель должником Путина

Санкции США против «Северного потока-2» сделали Меркель должником Путина

Новые санкции США против «Северного потока-2» станут проблемой для России и Германии, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Санкции США превратились в проблему для Берлина

Немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung процитировало внутренний документ министерства экономики ФРГ, где оценены новые санкции США в отношении «Северного потока-2» и их влияние на национальные интересы Германии.

Американцы могут увязать технические действия государственных ведомств ФРГ с завершением строительства и вводом в эксплуатацию «Северного потока-2». В таком случае санкции США, как полагают немецкие эксперты, будут направлены напрямую против ФРГ, и это станет новшеством в той санкционной войне, которую развязал Вашингтон.

Новые санкции США против «Северного потока-2» будут шире предыдущих, а их объектом станет большее число компаний из ФРГ и ЕС.

«Проблема новых санкций в том, что они пытаются расширить число своих объектов до той степени, когда американские ограничения будут касаться не компаний ФРГ или ЕС, а немецких государственных органов. Порты и инфраструктура, которые участвуют в достройке «Северного потока-2», станут фигурантами санкций, а это совершенно другая конфигурация, чем раньше», - констатирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, это де-факто санкции против Германии, на которую США распространяют свою санкционную политику против «Северного потока-2». Так этот процесс характеризуют в Германии даже на государственном уровне.

«Берлин постоянно указывает на это Вашингтону. Немцам не нравится, что под видом санкций против России американская сторона вводит санкции против ФРГ. Я думаю, что это было предметом телефонных переговоров Трампа и Меркель, после чего появилась информация, что они поругались, а канцлер ФРГ отказалась ехать на саммит в США. Это демонстрирует возмущение Берлина», - резюмирует Юшков.

Аналогичная ситуация была, когда обсуждался пакет американских санкций против европейских покупателей газа «Северного потока-2».

«Проблема не в том, что немцы вложили в этот проект 5 млрд евро. В случае санкций против них всегда можно сказать, что это частные коммерческие компании, и пусть они сами думают о сохранности инвестиций. Проблема для ФРГ намного шире, ведь в этой стране была создана собственная газотранспортная система под этот проект и на деньги национального оператора», - заключает Юшков.

Если «Северный поток-2» не будет построен и введен в эксплуатацию, то эти трубы будут безнадежно стоять посреди поля в ФРГ. 

Немцы не выполнили свои обязательства

«Поэтому возникает куча вопросов о том, как пострадают интересы ФРГ в случае незапуска «Северного потока-2». Немцам не понравился первый пакет санкций США, который стал для Берлина большой неожиданностью. Изначально предполагалось, что Россия нивелирует западные страхи об уничтожении Украины с помощью «Северного потока-2» и прекращения транзита через эту страну», - констатирует Юшков.

Для этого в декабре прошлого года «Газпром» подписал с Киевом пятилетний контракт на транзит газа с выгодными для украинцев условиями.

«Западные страхи по поводу Украины были подписью «Газпрома» сняты, но американцы уже в следующем месяце взяли и ввели санкции против «Северного потока-2», - резюмирует Юшков.

После этого суда швейцарской компании Allseas покинули место реализации проекта, а «Газпрому» осталось построить порядка 160 км двух ниток «Северного потока-2». Для этого в Балтийское море из Находки пришел «Академик Черский».

«Германия выступала на переговорах с Украиной по новому газовому контракту в качестве гаранта. «Газпром» получил гарантии достройки «Северного потока-2» за свою подпись на новом соглашении с украинцами», - заключает Юшков.

В результате Германия не выполнила свои неформальные обязательства, причем США своими новыми санкциями могут вновь усугубить ситуацию. И это происходит в тот момент, когда найден способ достройки газопровода силами «Академика Черского».

«Данная проблема беспокоит как бизнес, так и правительство ФРГ, поскольку Меркель давала личные гарантии Путину», - констатирует Юшков.

Американцы продолжают давить на Россию

Есть вопрос и по целесообразности такой политики США, поскольку американский газ так и не пришел в ЕС в значительных объемах, а увеличение его импорта связано с переизбытком предложения в мире. Санкции США действительно увеличивают стоимость «Северного потока-2» и снижают его рентабельность, но ухудшают двусторонние отношения Вашингтона и Берлина.

Такие санкции не решают проблемы внешней политики США, но превращаются в пример действий Вашингтона по «выламыванию рук».

«США пытаются затормозить развитие России, потому что в Вашингтоне считают, что Москва в последние годы сделала challenge мировому политическому лидеру, т.е. им самим, поэтому нашей стране должен быть дан ответ. Американцы хотят создать проблемы России, чтобы у нас не хватало денег на реализацию своей внешней политики», - резюмирует Юшков.

Американцы рассчитывают, что все это отразится на качестве жизни россиян и приведет к смене власти. Поэтому не просто так в пакете поправок к Конституции РФ, вынесенных на всенародное голосование, заложено усиление международного компонента.

«Второй момент заключается в длительной стратегии продвижения СПГ на внутренний рынок Евросоюза», - заключает Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 12.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики