Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Академик Черский" лишил Данию последнего рычага блокировки "Северного потока-2"

"Академик Черский" лишил Данию последнего рычага блокировки "Северного потока-2"

Дания может устроить новые проблемы согласованием судов для достройки "Северного потока-2", но Россия этого дожидаться не станет. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Судьба российского экспортного газопровода "Северный поток-2" снова стала зависеть от властей Дании, которая дольше остальных не давала разрешение на его строительство. Россия направила запрос в Датское энергетическое агентство (DEA) с просьбой разрешить задействовать в строительстве суда, оснащенные системами якорного позиционирования. В документе, выданном Данией, работать в территориальных водах разрешено судам с системой динамического позиционирования, каким является трубоукладчик "Академик Черский".

Однако в Германии базируется другое специализированное российское судно – "Фортуна" с системой якорного позиционирования, и "Газпром" явно планирует задействовать его в достройке газопровода. Дания объявила, что в течение четырех недель даст ответ на заявку России. Однако прошлые заявки на маршрут прокладки труб в акватории DEA рассматривала много месяцев, сорвав планы России и Германии на строительство.

"Стоит вспомнить, что датские власти дали разрешение на строительство только после того, как Россия пригрозила подать на Копенгаген в суд, - отмечает Юшков. - – ведь на трубопровод в Польшу Baltic Pipe датские чиновники согласились сразу, а с документами для РФ тянули очень долго. Москва тогда даже заявила, что подозревает Данию в коррупции – поляки могли купить ее лояльность. И нужно констатировать, что сейчас DEA также может тянуть с ответом на российский запрос много месяцев.

С другой стороны, "Академик Черский" априори допущен к строительству, так как система динамического позиционирования на нем установлена. Логично предположить, что он уже в ближайшее время начнет работы на недостроенном участке "Северного потока-2", а "Фортуна" к нему присоединится, если разрешение Дания когда-нибудь выдаст. Тянуть с началом работ смысла нет – уже середина июня, а достройку крайне желательно закончить до конца лета".

Вопрос позиционирования не принципиален

Якорная система позиционирования считается устаревшей – суда для бурения морских скважин и прокладки трубопроводов используют ее с 1950-х. Она подразумевает разброс судном нескольких якорей на характерное расстояние в разные стороны, после чего система на днище натягивает тросы, обеспечивая судну устойчивость при выполнении работ. Такие системы используют все реже и в основном для бурения на малых глубинах – до 300 метров.

Гораздо шире распространена система динамического позиционирования, которая позволяет работать на любой глубине. Она удерживает судно в заданной позиции или области с высокой точностью - посредством использования судовых движителей и подруливающих устройств. По сути, это автоматический контроль – компьютер включает те или иные двигатели, чтобы удержать его на месте или провести по заданному курсу. Датский участок "Северного потока-2" пройдет на глубине до 200 метров, где достаточно и якорной системы.

"Если Дания даже выдаст разрешение к середине июля, то целый месяц лета будет потерян, а ответ по "Фортуне" может быть и отрицательным. Нужно понимать, что благоприятные условия для трубоукладчиков в Балтийском море продлятся максимум до октября. Чем ближе к зиме – тем более неспокойно море, а значит, скорость судна будет ниже. "Академик Черский" итак достаточно медленный – укладывает трубы всего на 2 километра в сутки. А достроить в общей сложности нужно 140 километров.

Нехитрые подсчеты показывают, что "Черскому" на это потребуется при всех благоприятных условиях не менее 70 дней. "Фортуну" планируется привлечь единственно для ускорения процесса – суда могут идти навстречу друг другу. Логично не ждать ответа Дании, тем более, что скорость работы "Фортуны" – всего около километра в сутки. И к тому времени, как Копенгаген даст какой-то ответ, "Академик Черский" уже может уложить достаточно большой участок в 40-50 километров", - подчеркивает Юшков.

Санкции США и ответ Германии

Введенные в конце 2019 года санкции США не позволили достроить "Северный поток-2" с помощью подрядчиков – швейцарская Allseas увела свои суда. Сегодня газопровод достроен на 94%, Россия заявила о самостоятельном завершении работ. Однако в Вашингтоне заявили, что намерены ввести новые санкции и помешать этому. В частности, под удар попадают любые компании, которые окажут портовые услуги российским трубоукладчикам по снабжению или переоборудованию.

А логистический центр строительства трубопровода расположен к немецком порту Мукран – там хранятся трубы и сейчас пришвартованы "Черский" с "Фортуной". А под санкции потенциально попадают сразу десятки компаний Германии, задействованных в строительстве и обслуживании судов. Берлин уже заявил, что такие санкции США недопустимы, и пригрозил обложить пошлинами американский сжиженный природный газ (СПГ), поставляемый в Германию.

"В той формулировке, что сейчас подан американский законопроект о санкциях к "Северному потоку-2", пострадает в первую очередь немецкий бизнес. Ведь Германия отвечает за безопасность части газопровода, которая выходит на берег. А его обслуживание американским законопроектом может быть запрещено. Естественно, немцы взбешены – газопровод им нужен, и в него вложены значительные средства европейских инвесторов.

Берлин нашел интересную форму ответа США на санкции. Ведь действия Вашингтона ставят целью принудить Европу покупать как можно больше американского СПГ. Германия – крупнейший нефтегазовый хаб в Европе, а также самый крупный потребитель углеводородов в ЕС. Введение заградительных пошлин на СПГ из США лишает смысла санкции к "Северному потоку-2", так как поставки из Америки не увеличатся. Но гарантий, что Вашингтон из-за этого откажется от санкций, никто не даст", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 17.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики