Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Академик Черский" лишил Данию последнего рычага блокировки "Северного потока-2"

"Академик Черский" лишил Данию последнего рычага блокировки "Северного потока-2"

Дания может устроить новые проблемы согласованием судов для достройки "Северного потока-2", но Россия этого дожидаться не станет. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Судьба российского экспортного газопровода "Северный поток-2" снова стала зависеть от властей Дании, которая дольше остальных не давала разрешение на его строительство. Россия направила запрос в Датское энергетическое агентство (DEA) с просьбой разрешить задействовать в строительстве суда, оснащенные системами якорного позиционирования. В документе, выданном Данией, работать в территориальных водах разрешено судам с системой динамического позиционирования, каким является трубоукладчик "Академик Черский".

Однако в Германии базируется другое специализированное российское судно – "Фортуна" с системой якорного позиционирования, и "Газпром" явно планирует задействовать его в достройке газопровода. Дания объявила, что в течение четырех недель даст ответ на заявку России. Однако прошлые заявки на маршрут прокладки труб в акватории DEA рассматривала много месяцев, сорвав планы России и Германии на строительство.

"Стоит вспомнить, что датские власти дали разрешение на строительство только после того, как Россия пригрозила подать на Копенгаген в суд, - отмечает Юшков. - – ведь на трубопровод в Польшу Baltic Pipe датские чиновники согласились сразу, а с документами для РФ тянули очень долго. Москва тогда даже заявила, что подозревает Данию в коррупции – поляки могли купить ее лояльность. И нужно констатировать, что сейчас DEA также может тянуть с ответом на российский запрос много месяцев.

С другой стороны, "Академик Черский" априори допущен к строительству, так как система динамического позиционирования на нем установлена. Логично предположить, что он уже в ближайшее время начнет работы на недостроенном участке "Северного потока-2", а "Фортуна" к нему присоединится, если разрешение Дания когда-нибудь выдаст. Тянуть с началом работ смысла нет – уже середина июня, а достройку крайне желательно закончить до конца лета".

Вопрос позиционирования не принципиален

Якорная система позиционирования считается устаревшей – суда для бурения морских скважин и прокладки трубопроводов используют ее с 1950-х. Она подразумевает разброс судном нескольких якорей на характерное расстояние в разные стороны, после чего система на днище натягивает тросы, обеспечивая судну устойчивость при выполнении работ. Такие системы используют все реже и в основном для бурения на малых глубинах – до 300 метров.

Гораздо шире распространена система динамического позиционирования, которая позволяет работать на любой глубине. Она удерживает судно в заданной позиции или области с высокой точностью - посредством использования судовых движителей и подруливающих устройств. По сути, это автоматический контроль – компьютер включает те или иные двигатели, чтобы удержать его на месте или провести по заданному курсу. Датский участок "Северного потока-2" пройдет на глубине до 200 метров, где достаточно и якорной системы.

"Если Дания даже выдаст разрешение к середине июля, то целый месяц лета будет потерян, а ответ по "Фортуне" может быть и отрицательным. Нужно понимать, что благоприятные условия для трубоукладчиков в Балтийском море продлятся максимум до октября. Чем ближе к зиме – тем более неспокойно море, а значит, скорость судна будет ниже. "Академик Черский" итак достаточно медленный – укладывает трубы всего на 2 километра в сутки. А достроить в общей сложности нужно 140 километров.

Нехитрые подсчеты показывают, что "Черскому" на это потребуется при всех благоприятных условиях не менее 70 дней. "Фортуну" планируется привлечь единственно для ускорения процесса – суда могут идти навстречу друг другу. Логично не ждать ответа Дании, тем более, что скорость работы "Фортуны" – всего около километра в сутки. И к тому времени, как Копенгаген даст какой-то ответ, "Академик Черский" уже может уложить достаточно большой участок в 40-50 километров", - подчеркивает Юшков.

Санкции США и ответ Германии

Введенные в конце 2019 года санкции США не позволили достроить "Северный поток-2" с помощью подрядчиков – швейцарская Allseas увела свои суда. Сегодня газопровод достроен на 94%, Россия заявила о самостоятельном завершении работ. Однако в Вашингтоне заявили, что намерены ввести новые санкции и помешать этому. В частности, под удар попадают любые компании, которые окажут портовые услуги российским трубоукладчикам по снабжению или переоборудованию.

А логистический центр строительства трубопровода расположен к немецком порту Мукран – там хранятся трубы и сейчас пришвартованы "Черский" с "Фортуной". А под санкции потенциально попадают сразу десятки компаний Германии, задействованных в строительстве и обслуживании судов. Берлин уже заявил, что такие санкции США недопустимы, и пригрозил обложить пошлинами американский сжиженный природный газ (СПГ), поставляемый в Германию.

"В той формулировке, что сейчас подан американский законопроект о санкциях к "Северному потоку-2", пострадает в первую очередь немецкий бизнес. Ведь Германия отвечает за безопасность части газопровода, которая выходит на берег. А его обслуживание американским законопроектом может быть запрещено. Естественно, немцы взбешены – газопровод им нужен, и в него вложены значительные средства европейских инвесторов.

Берлин нашел интересную форму ответа США на санкции. Ведь действия Вашингтона ставят целью принудить Европу покупать как можно больше американского СПГ. Германия – крупнейший нефтегазовый хаб в Европе, а также самый крупный потребитель углеводородов в ЕС. Введение заградительных пошлин на СПГ из США лишает смысла санкции к "Северному потоку-2", так как поставки из Америки не увеличатся. Но гарантий, что Вашингтон из-за этого откажется от санкций, никто не даст", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 17.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики