Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дешевый газ в Европе загоняет антироссийские проекты Польши в убытки

Дешевый газ в Европе загоняет антироссийские проекты Польши в убытки

Низкие цены на газ совершенно испортят целесообразность проекта «Балтийский газопровод» по поставкам газа из Норвегии в Польшу. Будущие затраты на добычу и доставку газа польской госкомпании PGNiG почти в два раза выше нынешней стоимости газа в самой Польше. Однако, как замечают эксперты, Варшава вряд ли откажется от политически мотивированного проекта.

К 2023 году Польша планирует запустить «Балтийский газопровод» из Норвегии. По нему планируют поставлять до 10 млрд кубометров в год. 81% мощности на 15 лет забронировала PGNiG. В госкомпании хотят максимально заполнить газопровод газом собственной добычи на норвежском шельфе.

«Приобретение месторождений на континентальном шельфе Норвегии — один из инвестиционных приоритетов PGNiG. Наша цель — получить как можно больше собственного газа для поставок из Норвегии в Польшу к запуску «Балтийского газопровода», — заявил еще в феврале председатель правления польской госкомпании Ежи Квецинский.

Сегодня PGNiG имеет доли на пяти действующих промыслах и шести месторождениях норвежского шельфа, которые еще только планируется освоить. Два из них хотят запустить в добычу до запуска «Балтийского газопровода». По данным годового отчета, в 2019 году компания получила с норвежских месторождений 481 млн кубометров. Но PGNiG планирует нарастить добычу к 2022 году до 2,5 млрд кубометров. Эту информацию подтверждал и экс-глава польской госкомпании Петр Возняк. «Благодаря новым открытиям мы увеличим собственную добычу на норвежском шельфе, где мы хотим добывать 2,5 млрд кубометров ежегодно после 2022 года», — сказал он. После того как PGNiG выиграло иск в Стокгольмском арбитраже у «Газпрома» и начало претендовать на $ 1,5 млрд компенсации за переплату за газ, в компании сообщили, что часть средств направят на покупку дополнительных активов в Норвегии.

В ноябре же прошлого года началась вторая очередь освоения месторождения Ærfugl и Петр Возняк сообщил, что себестоимость добычи составит $ 15 за баррель в нефтяном эквиваленте. «Как указано оператором, точка безубыточности месторождения составляет $ 15 за баррель в нефтяном эквиваленте», — заявил Петр Возняк. 

В газовом пересчете себестоимость добычи на месторождении Ærfugl, получается, составляет $ 99 за тысячу кубометров. В 2016 году норвежский госгигант Statoil (ныне Equinor) сообщал, что его средние затраты на добычу — $ 1,04 за MMBTU ($ 36 за тысячу кубометров). Однако, как отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, одно дело — месторождение «Тролль» с запасами в 1,3 трлн кубометров газа и совсем другое — мелкие месторождения с микроскопическими запасами. Ресурсы крупнейшего по газу промысла Tommeliten, в котором есть доля польской госкомпании, не превышают 6 млрд кубометров.

При этом и доставка норвежского газа в Польшу не будет дешевой. По будущему «Балтийскому газопроводу» она обойдется PGNiG в $ 16,7 за тысячу кубометров.

Но и это еще не все. До «Балтийского газопровода», который будет начинаться у берегов Дании, газу необходимо еще добраться по норвежской газотранспортной системе и экспортной магистрали Europipe II. По прогнозным тарифам оператора Gassco на 2023 год, доставка к точке выхода обойдется не менее чем в $ 16.

Таким образом, себестоимость норвежского газа собственной добычи для PGNiG вырастет до $ 132, что в нынешних условиях низких цен на газ абсолютно невыгодно. Так, например, на Польской энергетической бирже топливо продают на этой неделе по $ 71 за тысячу кубометров, а «Газпром экспорт» установил на электронной торговой платформе среднюю цену на газ с поставкой в Европу в июне в $ 78. 

В условиях низких цен PGNiG сможет отчасти покрыть убытки продажей нефти и конденсата, которые также добываются на норвежских месторождениях. Однако все будет зависеть от того, насколько цены вернутся на прежние позиции в условиях переизбытка предложения.

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач считает, что поставки газа из Норвегии в первую очередь политически мотивированный проект. Ведущий научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Виталий Ермаков при этом уверен, что Польша стала жертвой собственных политических игр. Свое мнение он высказал в The Financial Times. «Иронично, польские попытки диверсифицировать источники поставок уже улучшили позиции страны в отношениях с „Газпромом“. Однако, вместо того чтобы использовать преимущество и получить лучшие экономические условия, польское правительство решило отказаться от российского газа строительством альтернативной и дорогой инфраструктуры», — сказал Виталий Ермаков. Он считает, что проекты Варшавы — очевидная фиксация идеологических установок, которая привела к чрезмерной политизации темы газа и ненужному сожжению мостов с Россией еще до того, как новые альтернативы будут созданы.

«В результате Польша положила коммерческую реальность на алтарь политического желания, отрезая себя от источника более дешевого и чистого топлива и ухудшая свои переговорные позиции. Тем временем результаты последнего арбитража вылились в снижение стоимости российского газа для Польши и без строительства большой альтернативной инфраструктуры». Ведущий научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований делает вывод, что, используя возможности свободных и конкурентных оптовых рынков газа в Северо-Западной Европе, Польша могла бы достичь тех же целей. Только не обременяла бы страну дорогими и рискованными проектами.

Источник: EADaily, 17.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики