Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > По европейским ценам: Белоруссия недоплатила «Газпрому» за 10 лет $ 7 млрд

По европейским ценам: Белоруссия недоплатила «Газпрому» за 10 лет $ 7 млрд

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заговорил уже и об альтернативных поставках газа в страну — из Европы. По мнению экспертов, в предвыборной риторике лидер государства перешел на новый уровень шантажа. Наладить импорт газа в Белоруссию, в отличие от закупок нефти, будет дорогостоящим мероприятием, которое вызовет серьезный политический конфликт с Москвой, и даже в условиях рекордно низких цен топливо из Европы достанется Белоруссии дороже российского газа. При этом Минск вряд ли хочет привязаться к европейским ценам надолго. Если сравнивать их и стоимость российского газа, то за последние 10 лет Белоруссия выиграла от поставок «Газпрома» $ 7 млрд.

Еще в апреле Александр Лукашенко заявил, что в нынешних условиях цена на российский газ для Белоруссии должна составлять $ 40−45 за тысячу кубометров с учетом логистики, а не $ 127 долларов, как сейчас. Вчера же, 16 июня, глава государства намекнул, что у Минска есть альтернатива поставкам российского газа. «И природного газа хватает уже, идет драка за премиальный европейский и наш рынок между основными игроками, поставляющими природный газ. И альтернатива есть, можно ее найти», — сказал президент Белоруссии во время поездки в Гродненскую область председателю концерна «Белнефтехим» Андрею Рыбакову. 

Теоретически Белоруссия может получать газ с Украины, из Литвы и по реверсу из Польши. Наладка поставок топлива по этим маршрутам, однако, сопряжена с огромным количеством экономических, технических и политических проблем. Как отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, это невозможно сделать без согласия «Газпрома». Во-первых, он является поставщиком газа в Польшу и владеет оператором газотранспортной системы Белоруссии. Во-вторых, мощности ГТС заняты по действующим между Белоруссией и Россией контрактам на поставку и транзит газа.

Но даже если российский холдинг и согласился бы на альтернативные поставки, то выгоды белорусской стороны крайне сомнительны. Так, например, Украину и Белоруссию связывают два газопровода Ивацевичи—Долина и Торжок—Долина проектной мощностью 35 млрд кубометров. Еще в 2000-х по ним поставляли газ, не более 10 млрд кубометров в год, однако — на Украину. И «Газпром» даже рассматривал варианты развития магистралей для увеличения транзита газа в Европу по украинскому маршруту. «Сейчас газопроводы простаивают, и с украинской стороны нет готовых компрессорных станций, — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Поэтому, чтобы запустить реверс, Украине придется вложить немало средств в развитие инфраструктуры и заполнение самого газопровода топливом, что не сделает газ для Белоруссии дешевым».

Из Литвы Белоруссия может рассчитывать на 600 млн кубометров газа в год по газопроводу Вильнюс—Иванцевичи, однако и он рассчитан на работу в другом направлении. То же касается и газопровода Ямал — Европа в Польшу.

Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев замечает, что при очень большом желании технически возможно получать газ по схеме формального реверса. «Так, например, получает газ Украина уже с 2015 года. Это будет газ российского происхождения, из того же газопровода, но купленный уже не у „Газпрома“ а у какого-либо европейского посредника», — эксперт считает, что в случае реверса ни о каких $ 40−45 речи быть не может.

Так, по данным Минэкономразвития Украины, в мае компании страны импортировали газ в среднем по $ 90 за тысячу кубометров. А с учетом затрат на подготовку газопроводов в Белоруссию и маржи компаний газ для Белоруссии по украинскому маршруту, как и литовскому, будет дороже российского. 

При этом ситуация с «низкими» европейскими ценами становится яснее, если посмотреть на статистику цен на европейских хабах и российского газа для Белоруссии за последние десять лет даже без учета затрат на транспортировку и маржи трейдеров ЕС. По данным немецкого оператора двух хабов и части ГТС Германии Gaspool, лишь в 2011, 2016 и 2019 годах средняя цена спотового газа была немного ниже стоимости российского газа для Белоруссии (на $ 40, $ 4 и $ 5). И за десять лет Минск недоплатил, если бы покупал по европейским рыночным ценам, $ 7 млрд.

Более того. «По этим ценам (сейчас $ 40−45) на европейском рынке спот продается „лишний“ газ за рамками долгосрочных контрактов. Основные объемы газа на рынке законтрактованы, и их цена привязана по формуле либо к рынку, либо к нефти. Но в любом случае, в среднем стоимость природного газа в Европе выше той, что называет Александр Лукашенко. Нет возможности напрямую покупать газ на хабе в Германии или Нидерландах и получать его в Белоруссии, минуя посредников и не неся затрат на доставку», — объясняет Алексей Калачев.

Аналитик ГК «ФИНАМ» отмечает, что цена в $ 127 за тысячу кубометров — долгосрочная контрактная цена, результат двусторонних соглашений.

«Чтобы получать цену как в Смоленской области, нужно быть областью России. Это внутренняя регулируемая цена, результат всего комплекса социальных, экономических и налоговых отношений в России. Чтобы иметь цену как в Германии, наверное, нужно быть Германией. Или хотя бы входить в Евросоюз», — Алексей Калачев вспоминает, что несколько лет назад в ЕС были цены в десять раз выше, но не помнит, чтобы Белоруссия тогда хотела платить европейскую цену. «И, кстати, в Евросоюзе, в отличие от ЕАЭС, гораздо хуже относятся к бессрочному президентству и государственному дирижерству в экономике. Как ни крути, но все имеет цену, и эта цена не берется с потолка. Можно пытаться сидеть на двух стульях, но невозможно усидеть между стульями», — резюмировал эксперт.

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач считает, что действия Минска по альтернативным поставкам газа будут означать фактически «украинский» политический сценарий, к газу имеющий очень опосредованное отношение.

Источник: EADaily, 17.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики