Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Больше ждем, чем строим: что мешает проекту «Северный поток — 2»?

Больше ждем, чем строим: что мешает проекту «Северный поток — 2»?

Постройка газопровода до сих пор стоит «на паузе», даже наличие труб и специальных кораблей не продвинуло процесс, а тем временем США готовят новую «порцию» санкций

В конце 2019 года два трубоукладочных судна — Pioneering Spirit и Solitaire, принадлежащие швейцарской компании Allseas, прекратили строительные работы в проекте «Северный поток — 2». Теперь постройкой газовой магистрали должен заниматься корабль «Академик Черский». Чтобы оказаться возле незавершенного трубопровода, судно проделало немалый путь, на который ушло примерно 90 дней.

Выйдя из порта на Дальнем Востоке, кораблю пришлось обогнуть Африку и несколько раз менять конечный пункт назначения. Делал он это, видимо, чтобы не попасть в ловушку в каком-нибудь проливе или в морской гавани. Были реальные опасения, что США постараются ввести санкции против судна, чтобы заблокировать его в порту.

Но «Академик Черский» все же прибыл в российский Балтийск в Калининградской области, а затем в порт Мукран. В сервисе отслеживания перемещений кораблей MarineTraffic появилась информация, что корабль пришвартовался в немецкой морской гавани 12 мая. Казалось бы, миссия выполнена, можно приступать к самому главному — окончанию постройки «Северного потока — 2». Но работы никак не начнутся. 

Что мешает продолжить работы прямо сейчас?

Проблема «Северного потока — 2» — это не только отсутствие судна-трубоукладчика, иначе работы по завершению магистрали начались бы сразу после прибытия корабля в немецкий порт. В логистическом терминале этой морской гавани, кстати, уже давно лежат трубы.

Впрочем, как рассказал генеральный директор ООО «Эксперты бизнес-планирования» Николай Журавлев, с самим кораблем тоже не все так просто.

«Проблема заключается в том, что «Академик Черский» оборудован сварочным комплексом, способным соединять трубы диаметром 32 дюйма. Такой трубопровод планировалось прокладывать на Дальнем Востоке. А диаметр труб «Северного Потока -2» — 48 дюймов. Видимо, «Черского» планировали переоборудовать в Европе, но из-за санкций компании ЕС боятся принять участие в проекте.

Трубы такого диаметра может сваривать «Фортуна», но она не обладает функцией динамического позиционирования, которым оборудован «Академик Черский», ей надо вставать на якоря», — рассказал эксперт.

По мнению Николая Журавлева, на ситуацию может повлиять спор Германии и США. Эксперт также допускает, что на территории Германии может найтись производитель, готовый переоснастить «Черского».

«Но время пока есть. Газ в Европе стоит дешево, хранилища переполнены, а Украина дожала вопрос транзита, так что „Северный поток — 2“ можно не торопясь достраивать еще пару лет», — считает гендиректор ООО «Эксперты бизнес-планирования». 

Газовая директива ЕС — бомба замедленного действия

Разумеется, технические трудности трубоукладчиков — это сегодня не единственная проблема проекта. В середине мая BNA отказало в освобождении «Северного потока — 2» от требований обновленной Газовой директивы ЕС. В регуляторе свое решение оправдали тем, что трубопровод в Балтийском море не успели достроить к 23 мая 2019 года, а, значит, он подпадает под вступившие в силу поправки.

В компании Nord Stream 2 в связи этим решили подать апелляцию против решения Федерального сетевого агентства ФРГ в Верховный региональный суд Дюссельдорфа. Доводов для оспаривания несколько. Во-первых, на фактическую дату 23 мая 2019 года трубопровод был завершен с точки зрения экономической функциональности. Во-вторых, компания осуществила безвозвратные инвестиции в несколько миллиардов евро задолго до того, как Европейская комиссия объявила о своем плане по изменению газовой директивы.

Можно ли было этого избежать? Сейчас на этот вопрос ответить трудно. Более того, как рассказал директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, газовая директива ЕС доставит проблемы «Северному потоку — 2» не сейчас, а в будущем.

«Это в каком-то смысле бомба замедленного действия. В директиве есть ограничения, в соответствии с которыми трубопровод может быть заполнен только на 50%. Но сразу после запуска „Северного потока — 2“ магистраль в любом случае не станут включать на полную мощность, трубопровод будут тестировать. Это значит, что времени на судебные разбирательства и споры предостаточно. Скорее всего, газовая директива ЕС будет доставлять проблемы „Северному потоку — 2“ только через год или два после начала его эксплуатации», — рассуждает эксперт.

Сергей Правосудов считает, что полностью подготовиться к подобной проблеме заранее практически невозможно. Раньше в Европе трубопроводы, находящиеся не на территории Евросоюза, не подпадали под законы Брюсселя — их эксплуатация регулировалась с помощью международных актов и договоренностей. А теперь Европа это правило изменила. Сегодня даже частично находящаяся магистраль на территории ЕС должна подчиняться законам Брюсселя.

«Даже зная, что «Северный поток — 2» подпадет под 3-й энергопакет ЕС, нельзя было предугадать, какую именно «ловушку» приготовит Брюссель, когда проект будет близок к завершению. Однако есть преграды, которые «Газпром» может обойти с помощью лазеек.

К примеру, чтобы не заполнять трубопровод своими углеводородами больше, чем на 50%, российский холдинг может продавать «голубое топливо» на аукционах еще до того, как оно пойдет по магистрали.

Но приготовиться ко всему сразу невозможно. Например, РФ могла заранее создать независимого оператора, который стал бы контролировать «Северный поток — 2». Но где гарантии, что США не применили бы против него санкции еще во время начала постройки магистрали?» — задается вопросом директор Института национальной энергетики.

Сергей Правосудов считает, что нельзя было заранее приготовиться и к ситуации с кораблями-трубоукладчиками. Он объяснил, что в мире строится не так много газопроводов, подобных «Северному потомку — 2». Именно поэтому прокладкой таких магистралей, по сути, сегодня могут заниматься только две крупные компании — это швейцарская Allseas и итальянская Sapiem. Последняя, кстати, строила «Голубой поток» и «Турецкий поток».

«Дело в том, что „Газпром“ — это не строительная компания. Холдинг купил судно „Академик Черский“ для работы на своих шельфовых месторождениях, а не для прокладки „Северного потока — 2“. Никто не думал, что судно придется использовать именно для такого проекта. У американцев очень хорошо получилось запугать итальянскую и швейцарскую компании», — считает эксперт. 

Американская «вилка» для Германии и «Газпрома»

Есть еще один немаловажный аспект — прибывший с Дальнего Востока корабль не может выполнять работы также быстро, как другие суда. В немецком издании Heise считают, что работы одного «Академика Черского», который может прокладывать только от одного до трех км труб в день, будет недостаточно. Ему нужен помощник, которым должен стать российский трубоукладчик «Фортуна». Вероятно, из-за этого компания Nord Stream 2 AG и хочет получить еще одно разрешение от Дании для «Фортуны». Впрочем, в Копенгагене, чего и следовало ожидать, сообщили, что ответят оператору газопровода в течение четырех недель. Это значит, что постройку «Северного потока — 2» в лучшем случае продолжат лишь осенью, ведь с июля начинается двухмесячный период нереста трески, во время которого работы на дне моря запретят.

Очевидно, что Дания пытается тянуть время. Все прекрасно помнят, что технология якорного позиционирования, которая якобы неприемлема для прокладки трубопровода в этом регионе, уже успешно применялась во время строительства газопровода «Северный поток».

Разумеется, Копенгаген делает все это с оглядкой на Вашингтон, который даже не скрывает, что хочет как можно сильнее замедлить реализацию российского проекта.

Другой вопрос, что США, подготавливая новые санкции против «Северного потока — 2», слишком увлеклись.

Как рассказал аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, ограничительные меры могут «ударить» не только по «Газпрому», но и по самой Германии.

«Пакет санкций, который сейчас рассматривают в Конгрессе США, предусматривает занесение в «черный список» компаний, занимающихся обслуживанием «Северного потока — 2». Но проблема в том, что при запуске газовой магистрали госорганы Германии обязаны этим заняться.

Выходит, даже если «Газпром» найдет страховую компанию, которая, не побоявшись ограничительных мер США, одобрит техническое состояние газопровода, ФРГ все равно попадет под удар», — сообщает эксперт.

Именно поэтому, как уверен Игорь Юшков, немцы так нервничают и спорят с американцами, ведь Белый дом, по сути, запрещает госорганам ФРГ выполнять свои функции. «Газпром» тут вообще ничего сделать не может.

США как бы «сталкивают лбами» ФРГ и российский холдинг, заставляя их выбирать, кто попадет под удар.

В западных СМИ сейчас стали активно говорить о том, что в Вашингтоне якобы обсуждают введение санкций против будущих покупателей газа из «Северного потока — 2».

«Если такие санкции будут приняты, то США поставят Германию и „Газпром“ в очень сложную позицию. Российских холдинг, допустим, может соблюдать условия третьего энергопакета ЕС. Чтобы избежать нападок со стороны Вашингтона, он продаст право собственности на 50% газа от всего объема в „Северном потоке — 2“ европейским потребителям. Но в таком случае под санкции США попадут именно компании ЕС. Если „Газпром“ не будет этого делать, то ограничительные меры будут использованы против него самого», — заключил эксперт. 

Кому в итоге больнее?

Стоит отметить, что отношения между Германией и США накаляются все сильнее. В ФРГ открыто критикуют санкции США против «Северного потока — 2» уже не только политические маргиналы. Недовольство звучит в комитете по экономике и энергетике Германии под председательством Клауса Эрнста.

Ведомство единодушно решило, что такие экстерриториальные санкции не совместимы с международным правом и не могут быть приняты. По сути, комитет бундестага заставляет канцлера Ангелу Меркель вмешаться в происходящее.

В каком-то смысле Берлин сейчас чувствует себя более неуютно, чем «Газпром». Российскому холдингу, возможно, нет смысла торопить события.

Из-за коронавируса поставки на общеевропейский рынок по данным Федеральной таможенной службы снизились в первом квартале на 24,2%. В Германию поставки вообще сократились на 45%.

Возможно, «Газпром» не мог подготовиться ко всем «сюрпризам», которые запланировали для него США. К примеру, чтобы избежать зависимости от итальянской или швейцарской компаний, нужно было заранее построить корабли-трубоукладчики, предназначенные специально для прокладки «Северного потока — 2». А закладка и изготовление таких судов — задача с технической точки зрения весьма сложная и долгая.

Еще хуже обстоят дела с санкциями США, которые могут применить к компаниям, подтверждающим техническую исправность газопровода. В любом случае этот спор будут решать Берлин и Вашингтон. «Газпром» вряд ли сможет как-то повлиять на этот процесс.

Однако вполне допустимо, что некоторых преград можно было избежать, если бы «Газпром» изначально действовал быстрее. США не могут разрабатывать и принимать санкции за одну неделю. На их рассмотрение, доработку и вступление в силу уходит немало времени — иногда целые месяцы.

«Газпром» мог заранее, к примеру, запросить у Дании разрешение для баржи «Фортуна» на работу по «Северному потоку — 2». Возможно, российскому холдингу следовало сразу доставить «Академика Черского» в Балтийское море, чтобы этот корабль был «планом Б». Тогда бы не пришлось ждать его прихода целых 90 дней, за которые в США уже успели подготовить новые санкции.

В итоге постройка «Северного потока — 2» может затянуться на неопределенный срок.

Как справедливо отметили в издании Handelsblatt, недостающие объемы газа, недопоставленные через «Северный поток — 2», Германии придется компенсировать российским импортом углеводородов через Украину и поставками СПГ из-за океана. Скорее всего, это приведет к повышению цен на «голубое топливо». Возможно, именно поэтому «Газпром» и не бросается в крайности, предпочитая иногда использовать выжидательную тактику.

Источник: OilCapital.ru, 19.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики