Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пока немцы понимают, что их спасет «Северный поток-2», есть шанс его достроить

Пока немцы понимают, что их спасет «Северный поток-2», есть шанс его достроить

Все больше политиков в Германии требуют остановить российский газопровод

Российский газопровод может усилить влияние Берлина на Евросоюз и повести его в нужном Германии направлении, но немецкие депутаты разошлись во мнении о судьбе «Северного потока-2» и предлагают канцлеру Ангеле Меркель противоположные решения.

Замглавы фракции Свободной демократической партии в Бундестаге Александр Ламбсдорф призвал отказаться от проекта.

«Есть и другие поставщики, у которых можно получить газ», — заявил он в интервью Bild.

По его словам, произошедшее в 2019 году в Берлине убийство гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили было совершено по поручению российских властей, и это является «атакой на суверенитет Германии».

«Нам следует трижды подумать, действительно ли нам прокладывать этот трубопровод, чтобы получать газ из России», — сказал депутат. 

В то же время Ангела Меркель призвала сперва дождаться итогов судебного разбирательства по делу Хангошвили, прежде чем принимать какие-либо меры.

Ранее глава комитета Бундестага по энергетике Клаус Эрнст напротив выступил за продолжение строительства, а также сообщил, что в комитете по этому вопросу достигнуто согласие. Его коллега Антон Фризен считает, что «Северный поток — 2» критикую лоббисты интересов США, а не Европы.

«Северный поток — 2″ — шаг к энергобезопасности Европы. Россия — добросовестный и доброкачественный поставщик дешевого газа, что нельзя сказать о США, чей СПГ дорогой и вредный для окружающей среды», — заявил депутат.

По мнению депутата от Свободной демократической партии Мартина Нойманна, такой проект как СП-2 гарантированно покроет запрос Европы на газ, а вопросы геополитики не должны выбивать Германию из колеи, когда речь заходит об устойчивом энергетическом рынке.

До последнего времени власти Германии были решительно настроены на завершение проекта и подчеркивали его экономическую целесообразность. При этом планы по очередным санкциям в отношении газопровода немецкие власти считают посягательством на суверенитет страны и Евросоюза.

«Если это не прекратится, то, чтобы защитить себя, мы будем должны рассмотреть серьезные меры. Например, штрафные тарифы для американского природного газа», — заявил Клаус Эрнст.

Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев сомневается в принятии контрмер со стороны Германии, если новые санкции США не будут касаться напрямую немецкого бизнеса и, прежде всего, крупных компаний.

— Красной чертой является ущерб для крупного немецкого бизнеса. На это Меркель и депутаты не смогут закрыть глаза, какие-то меры будут приняты.

Если реализуется то, что пока намечено (санкции — ред.), то в худшем случае это коснется порта Мукран и компаний, которые обслуживают российские суда в этом порту. Не думаю что это достаточный повод для введения санкций против США.

«СП»: — Может ли как-то ситуация с убийством Хангошвили повлиять на позицию Германии и, в частности, Меркель повлиять на решения по строительству «Северного потока — 2»?

— В Германии есть разные политические силы и всегда было разное отношение к «Северному потоку — 2». Здесь ничего нового нет.

Это никак не повлияет. Есть позиция правящей партии, которая выступает за завершение проекта. То, что в парламенте есть оппозиция это вполне естественно, никогда не было и не могло быть единодушия по «Северному потоку — 2». Я бы не относился к этому серьезно.

«СП»: — Как скоро может завершится строительство, учитывая не только возможные санкции США, но и позицию некоторых европейских стран, а также возможные препятствия, которые они пытаются чинить, в частности, Дания?

— Еврокомиссия ничего сделать не может против строительства. Единственная проблема — датское энергетическое агентство, из-за которого могут быть сдвинуты сроки, которое может не разрешить использование судов без динамического позиционирования. Это может удлинить сроки строительства.

Я бы рассматривал базовый сценарий завершения строительства — лето 2021 года.

«СП»: — Санкции США могут остановить строительство?

— Не могут, потому что оно будет вестись судами, находящимися в российской юрисдикции. Но если не удастся использовать порт Мукран, то это удлинит сроки, потому что придется переносить базовый склад в российские порты, например, Калининград. Это, кроме того, дополнительные издержки.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович согласен с коллегой в том, что американские санкции будут напрямую бить по немецкому бизнесу, который сотрудничает с Россией по газу, то, несмотря на евроатлантическую кооперацию между Германией и Америкой и формально союзные отношения по целому ряду институтов, как например, НАТО, это может плохо кончиться для США. Речь идет о нормальной коммерческой деятельности, как например, поставки труб для газопровода, предоставление финансовых услуг и так далее.

— США могут перегнуть палку и, хотя могут получит позитивный результат в виде задержки строительства «Северного потока -2», но ценой будет резкий обвал отношений с Германией.

Германия была «паинькой» по отношению к американцам в течение послевоенной истории, тем не менее, были примеры, когда американское давление приводило к противоположному результату. Например, санкции, которые были введены против еще советско-германского проекта по трубам как раз для газопровода, закончилась тем, что Германия все равно проект реализовала.

Высказывания, которые звучат в Бундестаге, пока еще предупреждения в адрес американцев: если они не будут перегибать палку, то это останется словами. Но если завтра мы увидим новость, что какая-то компания, которая сотрудничает по «Северному потоку-2», получила заморозку счетов, это будет плохо. Для Германии это будет сигнал пересматривать отношения с Америкой. И Америка это понимает, поэтому больших санкций в отношении немцев еще не было.

«СП»: — А сложности в российско-германских отношениях из-за убийства Хангошвили могут повлиять на решения по «Северному потоку-2»?

— Это фактор, который надо учитывать. Европейская элита в отношении России вообще расколота, и немецкая, в частности. У разных фракций, партий и даже внутри партий, представленных внутри Бундестага, есть разные точки зрения. Есть немцы, заточенные против России, ее политического режима, есть и те, кто против Дональда Трампа выступает, их немало в Германии.

Думаю, для нас важно не то, чтобы вся Германия была как единый пионерский лагерь против или за какую-то точку зрения, а чтобы внутри Германии были достаточные силы внутри политического истеблишмента, внутри крупного бизнеса, внутри крупных бизнес-ассоциаций было достаточное ядро сторонников проекта, чтобы он в итоге заработал. Нет необходимости, чтобы вся Германия выходила на митинг в поддержку «Северного потока-2», надо решить технологическую задачу.

С моей точки зрения, несмотря на существующие риски, важно наличие ядра сторонников проекта внутри Германии, а далее они представлены и в институтах Евросоюза, например, в Совете ЕС. Известно, что в Еврокомиссии очень критически настроены в отношении России, но она не может принимать суперважные решения, касающиеся санкций или изменения права ЕС, без согласия Совета ЕС, а в этом органе очень сильны позиции национальных государств, в частности, Германии. Если бы не позиция Германии в Совете ЕС, то поправки к Газовой директиве давно были бы приняты в такой жесткой форме, которые сделали вообще невозможным использование «Северного потока-2» на полную мощность. Но с учетом позиции Германии, ее лоббистов поправки, принятые год назад в Газовую директиву, совершенно сознательно оставили лазейки, чтобы в перспективе этот газопровод можно было загружать на полную мощность.

Есть ядро сторонников Германии. Чехии тоже проект очень выгоден и с точки зрения экономики, и поставок газа, и зарабатывания на транзите.

Германии проект выгоден не только с точки зрения экономики — она будет получать дешевый газ и деньги за транзит, она получает еще и политическую выгоду. ЕС давно находится в стадии перехода на новый этап развития. Эта стадия длится уже 10 лет, со времен кризиса 2008−2009 годов. Стоит вопрос — что будет с ЕС: будет дальнейшая централизация, будет ли передачи полномочий национальных государств наднациональным институтам или наоборот — будут разбегаться.

Германия навязывала свою экономическую политику — экономьте, живите по средствам, собирайте налоги — странам южной периферии, таким как Италия, Испания, Греция, которые, с точки зрения немцев, привыкли раздолбайствовать по экономике. Будущее ЕС зависит оттого, сможет ли Германия навязать свою видение экономической жизни ЕС, кто будет управлять этой периферией — сами или через институты ЕС на это будет влиять Германия.

Получая газопровод и возможность контролировать потоки российского газа на юг Европы, а он из «Северного потока», возможно, до Италии будет доходить, Германия получает от России инструмент влияния на южную периферию ЕС, который Германии потребуется на ближайшие десятилетия, когда она будет перестраивать Евросоюз в том направлении, который считает необходимым. Поэтому проект трижды важен для Германии, поэтому ядро его сторонников живо. Разве Меркель — сторонник России, разве она дружит с Путиным? Но она понимает, что проект им нужен. Пока она так считает, шанс его достроить, может и с задержками, очень высоки.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 21.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики