Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Пока немцы понимают, что их спасет «Северный поток-2», есть шанс его достроить

Пока немцы понимают, что их спасет «Северный поток-2», есть шанс его достроить

Все больше политиков в Германии требуют остановить российский газопровод

Российский газопровод может усилить влияние Берлина на Евросоюз и повести его в нужном Германии направлении, но немецкие депутаты разошлись во мнении о судьбе «Северного потока-2» и предлагают канцлеру Ангеле Меркель противоположные решения.

Замглавы фракции Свободной демократической партии в Бундестаге Александр Ламбсдорф призвал отказаться от проекта.

«Есть и другие поставщики, у которых можно получить газ», — заявил он в интервью Bild.

По его словам, произошедшее в 2019 году в Берлине убийство гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили было совершено по поручению российских властей, и это является «атакой на суверенитет Германии».

«Нам следует трижды подумать, действительно ли нам прокладывать этот трубопровод, чтобы получать газ из России», — сказал депутат. 

В то же время Ангела Меркель призвала сперва дождаться итогов судебного разбирательства по делу Хангошвили, прежде чем принимать какие-либо меры.

Ранее глава комитета Бундестага по энергетике Клаус Эрнст напротив выступил за продолжение строительства, а также сообщил, что в комитете по этому вопросу достигнуто согласие. Его коллега Антон Фризен считает, что «Северный поток — 2» критикую лоббисты интересов США, а не Европы.

«Северный поток — 2″ — шаг к энергобезопасности Европы. Россия — добросовестный и доброкачественный поставщик дешевого газа, что нельзя сказать о США, чей СПГ дорогой и вредный для окружающей среды», — заявил депутат.

По мнению депутата от Свободной демократической партии Мартина Нойманна, такой проект как СП-2 гарантированно покроет запрос Европы на газ, а вопросы геополитики не должны выбивать Германию из колеи, когда речь заходит об устойчивом энергетическом рынке.

До последнего времени власти Германии были решительно настроены на завершение проекта и подчеркивали его экономическую целесообразность. При этом планы по очередным санкциям в отношении газопровода немецкие власти считают посягательством на суверенитет страны и Евросоюза.

«Если это не прекратится, то, чтобы защитить себя, мы будем должны рассмотреть серьезные меры. Например, штрафные тарифы для американского природного газа», — заявил Клаус Эрнст.

Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев сомневается в принятии контрмер со стороны Германии, если новые санкции США не будут касаться напрямую немецкого бизнеса и, прежде всего, крупных компаний.

— Красной чертой является ущерб для крупного немецкого бизнеса. На это Меркель и депутаты не смогут закрыть глаза, какие-то меры будут приняты.

Если реализуется то, что пока намечено (санкции — ред.), то в худшем случае это коснется порта Мукран и компаний, которые обслуживают российские суда в этом порту. Не думаю что это достаточный повод для введения санкций против США.

«СП»: — Может ли как-то ситуация с убийством Хангошвили повлиять на позицию Германии и, в частности, Меркель повлиять на решения по строительству «Северного потока — 2»?

— В Германии есть разные политические силы и всегда было разное отношение к «Северному потоку — 2». Здесь ничего нового нет.

Это никак не повлияет. Есть позиция правящей партии, которая выступает за завершение проекта. То, что в парламенте есть оппозиция это вполне естественно, никогда не было и не могло быть единодушия по «Северному потоку — 2». Я бы не относился к этому серьезно.

«СП»: — Как скоро может завершится строительство, учитывая не только возможные санкции США, но и позицию некоторых европейских стран, а также возможные препятствия, которые они пытаются чинить, в частности, Дания?

— Еврокомиссия ничего сделать не может против строительства. Единственная проблема — датское энергетическое агентство, из-за которого могут быть сдвинуты сроки, которое может не разрешить использование судов без динамического позиционирования. Это может удлинить сроки строительства.

Я бы рассматривал базовый сценарий завершения строительства — лето 2021 года.

«СП»: — Санкции США могут остановить строительство?

— Не могут, потому что оно будет вестись судами, находящимися в российской юрисдикции. Но если не удастся использовать порт Мукран, то это удлинит сроки, потому что придется переносить базовый склад в российские порты, например, Калининград. Это, кроме того, дополнительные издержки.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович согласен с коллегой в том, что американские санкции будут напрямую бить по немецкому бизнесу, который сотрудничает с Россией по газу, то, несмотря на евроатлантическую кооперацию между Германией и Америкой и формально союзные отношения по целому ряду институтов, как например, НАТО, это может плохо кончиться для США. Речь идет о нормальной коммерческой деятельности, как например, поставки труб для газопровода, предоставление финансовых услуг и так далее.

— США могут перегнуть палку и, хотя могут получит позитивный результат в виде задержки строительства «Северного потока -2», но ценой будет резкий обвал отношений с Германией.

Германия была «паинькой» по отношению к американцам в течение послевоенной истории, тем не менее, были примеры, когда американское давление приводило к противоположному результату. Например, санкции, которые были введены против еще советско-германского проекта по трубам как раз для газопровода, закончилась тем, что Германия все равно проект реализовала.

Высказывания, которые звучат в Бундестаге, пока еще предупреждения в адрес американцев: если они не будут перегибать палку, то это останется словами. Но если завтра мы увидим новость, что какая-то компания, которая сотрудничает по «Северному потоку-2», получила заморозку счетов, это будет плохо. Для Германии это будет сигнал пересматривать отношения с Америкой. И Америка это понимает, поэтому больших санкций в отношении немцев еще не было.

«СП»: — А сложности в российско-германских отношениях из-за убийства Хангошвили могут повлиять на решения по «Северному потоку-2»?

— Это фактор, который надо учитывать. Европейская элита в отношении России вообще расколота, и немецкая, в частности. У разных фракций, партий и даже внутри партий, представленных внутри Бундестага, есть разные точки зрения. Есть немцы, заточенные против России, ее политического режима, есть и те, кто против Дональда Трампа выступает, их немало в Германии.

Думаю, для нас важно не то, чтобы вся Германия была как единый пионерский лагерь против или за какую-то точку зрения, а чтобы внутри Германии были достаточные силы внутри политического истеблишмента, внутри крупного бизнеса, внутри крупных бизнес-ассоциаций было достаточное ядро сторонников проекта, чтобы он в итоге заработал. Нет необходимости, чтобы вся Германия выходила на митинг в поддержку «Северного потока-2», надо решить технологическую задачу.

С моей точки зрения, несмотря на существующие риски, важно наличие ядра сторонников проекта внутри Германии, а далее они представлены и в институтах Евросоюза, например, в Совете ЕС. Известно, что в Еврокомиссии очень критически настроены в отношении России, но она не может принимать суперважные решения, касающиеся санкций или изменения права ЕС, без согласия Совета ЕС, а в этом органе очень сильны позиции национальных государств, в частности, Германии. Если бы не позиция Германии в Совете ЕС, то поправки к Газовой директиве давно были бы приняты в такой жесткой форме, которые сделали вообще невозможным использование «Северного потока-2» на полную мощность. Но с учетом позиции Германии, ее лоббистов поправки, принятые год назад в Газовую директиву, совершенно сознательно оставили лазейки, чтобы в перспективе этот газопровод можно было загружать на полную мощность.

Есть ядро сторонников Германии. Чехии тоже проект очень выгоден и с точки зрения экономики, и поставок газа, и зарабатывания на транзите.

Германии проект выгоден не только с точки зрения экономики — она будет получать дешевый газ и деньги за транзит, она получает еще и политическую выгоду. ЕС давно находится в стадии перехода на новый этап развития. Эта стадия длится уже 10 лет, со времен кризиса 2008−2009 годов. Стоит вопрос — что будет с ЕС: будет дальнейшая централизация, будет ли передачи полномочий национальных государств наднациональным институтам или наоборот — будут разбегаться.

Германия навязывала свою экономическую политику — экономьте, живите по средствам, собирайте налоги — странам южной периферии, таким как Италия, Испания, Греция, которые, с точки зрения немцев, привыкли раздолбайствовать по экономике. Будущее ЕС зависит оттого, сможет ли Германия навязать свою видение экономической жизни ЕС, кто будет управлять этой периферией — сами или через институты ЕС на это будет влиять Германия.

Получая газопровод и возможность контролировать потоки российского газа на юг Европы, а он из «Северного потока», возможно, до Италии будет доходить, Германия получает от России инструмент влияния на южную периферию ЕС, который Германии потребуется на ближайшие десятилетия, когда она будет перестраивать Евросоюз в том направлении, который считает необходимым. Поэтому проект трижды важен для Германии, поэтому ядро его сторонников живо. Разве Меркель — сторонник России, разве она дружит с Путиным? Но она понимает, что проект им нужен. Пока она так считает, шанс его достроить, может и с задержками, очень высоки.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 21.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики