Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немецкое лобби обеспечит вывод «Северного потока-2» из-под Газовой директивы ЕС

Немецкое лобби обеспечит вывод «Северного потока-2» из-под Газовой директивы ЕС

У «Северного потока-2» имеются все шансы на полную газотранспортную загрузку в будущем, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Против «Северного потока-2» применили Газовую директиву ЕС

В высшем земельном суде Дюссельдорфа сообщили, что компания Nord Stream 2 AG должна до 15 сентября обосновать свою апелляцию по отказу Федерального сетевого агентства ФРГ освободить «Северный поток-2» от Газовой директивы ЕС.

Данное обстоятельство говорит, что споры по этому делу продолжатся, но есть сомнения, что проблему с таким вердиктом можно решить.

Благодаря действиям Дании и США строительство «Северного потока-2» было сначала замедлено, а затем приостановлено. На сегодня непонятно, когда Nord Stream 2 AG, которая является швейцарской дочкой «Газпрома», достроит данный проект.

Необходимо построить 160 км двух ниток «Северного потока-2», но имеется опасность введения новых санкций США в отношении любых агентов и средств, которые могут быть здесь задействованы, включая и трубоукладчик «Академик Черский».

У экспертов нет сомнений, что проект будет реализован, но «Газпром» понес серьезные убытки, причем решение Федерального сетевого агентства ФРГ может в будущем их увеличить. На том основании, что «Северный поток-2» не был реализован до вступления в силу Газовой директивы ЕС, немецкий регулятор принял решение подвести данный газопровод под юрисдикцию этого нормативного акта.

Основной задачей Газовой директивы ЕС является распространение норм Третьего энергопакета на «Северный поток-2». До разработки и принятия этого европейского закона такое было невозможно, поскольку «Северный поток» заканчивается в нейтральных водах, где он физически передает газ в свое продолжение, принадлежащее компаниям из ФРГ.

Если бы «Северный поток-2» был достроен в срок, то проблем бы не было, поскольку данный проект появился до Газовой директивы ЕС, а закон обратной силы не имеет. Только случилось то, что случилось, поэтому у «Северного потока-2» замаячила перспектива повторения опыта первого газопровода, который по политическим причинам большую часть времени работает на 50% заявленной мощности.

Теоретически «Газпром» может настоять на том, что «Северный поток-2» уже существует, а текущая задержка не влияет на этот юридический факт, но вряд ли суд в Дюссельдорфе примет подобное обоснование, учитывая негативный политический контекст.

У Nord Stream 2 AG есть все шансы добиться успеха

«Есть способы обойти данные ограничения – для этого надо действовать согласно нормам европейского права, которые оставляют лазейки. Если говорить про решение немецкого регулятора, то он не дал возможности вывести «Северный поток-2» из-под европейского антимонопольного регулирования по упрощенной процедуре из-за того, что стройка затянулась во времени», - констатирует Митрахович.

По словам Станислава Павловича, упрощенную процедуру по выводу «Северного потока-2» из-под юрисдикции европейских нормативных актов в 2019 году согласовал бундестаг, но тогда никто не предполагал возможность сегодняшних проблем.

Таким образом, наши партнеры на Западе пытаются повлиять на российские национальные интересы – для того чтобы подобного не происходило, в России подготовлен пакет поправок в Конституцию РФ, всенародное голосование по которым состоится 1 июля.

«Гарантий по успеху апелляции Nord Stream 2 AG нет, но шансы все-таки есть, и ими надо воспользоваться», - резюмирует Митрахович.

Компания Nord Stream 2 AG подаст апелляцию, в которой выскажет свои претензии к решению немецкого регулятора. Как полагает эксперт, главным аргументом дочки «Газпрома» станет то, что основные деньги на «Северный поток-2» были выделены и потрачены до принятия Брюсселем Газовой директивы ЕС, а это означает невозможность ее практического правоприменения.

«Раз основные решения по проекту были сделаны до 2019 года, то не нужно против него применять ограничительные меры Газовой директивы ЕС», - заключает Митрахович.

Если история с апелляцией провалится, то российская сторона будет пытаться вывести «Северный поток-2» из-под Газовой директивы ЕС не по упрощенной процедуре, а по более сложному варианту. В ФРГ существует большое число влиятельных сторонников «Северного потока-2», и это может сыграть в итоговом решении немецких властей по этому проекту.

«Длинный путь предполагает создание компании, которая будет управлять «Северным потоком-2» и проводить аукционы на бронирование мощностей. «Газпром» будет приходить на них и выкупать свои объемы», - констатирует Митрахович.

Второй вариант – это создание виртуального хаба в Балтийском море, где газовое сырье будет выкупаться конкретными покупателями и затем ими же транспортироваться в пространство Евросоюза.

«Можно продавать газ европейским компаниям по выходе его из России, или можно поменять законодательство РФ и продавать газ на экспорт не только через «Газпром», но и через другие российские компании. Вариантов немало, а раз в ФРГ много сторонников «Северного потока-2», то один из них будет реализован», - резюмирует Митрахович.

Поэтому «Северный поток-2», может быть, не сразу, а через цепь политико-правовых действий заработает на свою мощность в 55 млрд кубов в год.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 22.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики