Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немецкое лобби обеспечит вывод «Северного потока-2» из-под Газовой директивы ЕС

Немецкое лобби обеспечит вывод «Северного потока-2» из-под Газовой директивы ЕС

У «Северного потока-2» имеются все шансы на полную газотранспортную загрузку в будущем, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Против «Северного потока-2» применили Газовую директиву ЕС

В высшем земельном суде Дюссельдорфа сообщили, что компания Nord Stream 2 AG должна до 15 сентября обосновать свою апелляцию по отказу Федерального сетевого агентства ФРГ освободить «Северный поток-2» от Газовой директивы ЕС.

Данное обстоятельство говорит, что споры по этому делу продолжатся, но есть сомнения, что проблему с таким вердиктом можно решить.

Благодаря действиям Дании и США строительство «Северного потока-2» было сначала замедлено, а затем приостановлено. На сегодня непонятно, когда Nord Stream 2 AG, которая является швейцарской дочкой «Газпрома», достроит данный проект.

Необходимо построить 160 км двух ниток «Северного потока-2», но имеется опасность введения новых санкций США в отношении любых агентов и средств, которые могут быть здесь задействованы, включая и трубоукладчик «Академик Черский».

У экспертов нет сомнений, что проект будет реализован, но «Газпром» понес серьезные убытки, причем решение Федерального сетевого агентства ФРГ может в будущем их увеличить. На том основании, что «Северный поток-2» не был реализован до вступления в силу Газовой директивы ЕС, немецкий регулятор принял решение подвести данный газопровод под юрисдикцию этого нормативного акта.

Основной задачей Газовой директивы ЕС является распространение норм Третьего энергопакета на «Северный поток-2». До разработки и принятия этого европейского закона такое было невозможно, поскольку «Северный поток» заканчивается в нейтральных водах, где он физически передает газ в свое продолжение, принадлежащее компаниям из ФРГ.

Если бы «Северный поток-2» был достроен в срок, то проблем бы не было, поскольку данный проект появился до Газовой директивы ЕС, а закон обратной силы не имеет. Только случилось то, что случилось, поэтому у «Северного потока-2» замаячила перспектива повторения опыта первого газопровода, который по политическим причинам большую часть времени работает на 50% заявленной мощности.

Теоретически «Газпром» может настоять на том, что «Северный поток-2» уже существует, а текущая задержка не влияет на этот юридический факт, но вряд ли суд в Дюссельдорфе примет подобное обоснование, учитывая негативный политический контекст.

У Nord Stream 2 AG есть все шансы добиться успеха

«Есть способы обойти данные ограничения – для этого надо действовать согласно нормам европейского права, которые оставляют лазейки. Если говорить про решение немецкого регулятора, то он не дал возможности вывести «Северный поток-2» из-под европейского антимонопольного регулирования по упрощенной процедуре из-за того, что стройка затянулась во времени», - констатирует Митрахович.

По словам Станислава Павловича, упрощенную процедуру по выводу «Северного потока-2» из-под юрисдикции европейских нормативных актов в 2019 году согласовал бундестаг, но тогда никто не предполагал возможность сегодняшних проблем.

Таким образом, наши партнеры на Западе пытаются повлиять на российские национальные интересы – для того чтобы подобного не происходило, в России подготовлен пакет поправок в Конституцию РФ, всенародное голосование по которым состоится 1 июля.

«Гарантий по успеху апелляции Nord Stream 2 AG нет, но шансы все-таки есть, и ими надо воспользоваться», - резюмирует Митрахович.

Компания Nord Stream 2 AG подаст апелляцию, в которой выскажет свои претензии к решению немецкого регулятора. Как полагает эксперт, главным аргументом дочки «Газпрома» станет то, что основные деньги на «Северный поток-2» были выделены и потрачены до принятия Брюсселем Газовой директивы ЕС, а это означает невозможность ее практического правоприменения.

«Раз основные решения по проекту были сделаны до 2019 года, то не нужно против него применять ограничительные меры Газовой директивы ЕС», - заключает Митрахович.

Если история с апелляцией провалится, то российская сторона будет пытаться вывести «Северный поток-2» из-под Газовой директивы ЕС не по упрощенной процедуре, а по более сложному варианту. В ФРГ существует большое число влиятельных сторонников «Северного потока-2», и это может сыграть в итоговом решении немецких властей по этому проекту.

«Длинный путь предполагает создание компании, которая будет управлять «Северным потоком-2» и проводить аукционы на бронирование мощностей. «Газпром» будет приходить на них и выкупать свои объемы», - констатирует Митрахович.

Второй вариант – это создание виртуального хаба в Балтийском море, где газовое сырье будет выкупаться конкретными покупателями и затем ими же транспортироваться в пространство Евросоюза.

«Можно продавать газ европейским компаниям по выходе его из России, или можно поменять законодательство РФ и продавать газ на экспорт не только через «Газпром», но и через другие российские компании. Вариантов немало, а раз в ФРГ много сторонников «Северного потока-2», то один из них будет реализован», - резюмирует Митрахович.

Поэтому «Северный поток-2», может быть, не сразу, а через цепь политико-правовых действий заработает на свою мощность в 55 млрд кубов в год.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 22.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики