Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина вновь рискует остаться без транзита российского газа

Украина вновь рискует остаться без транзита российского газа

Тимошенко и Медведчук могут сыграть на руку «Газпрому»

«Нафтогаз», а вместе с ним и вся Украина, может лишиться транзита российского газа. Как заявил глава компании Андрей Коболев в интервью агентству LIGA.net, «Газпром» может потребовать разрыва или пересмотра транзитного договора, если Конституционный суд Украины отменит анбандлинг «Нафтогаза», то есть признает выделение оператора ГТС незаконным.

«После этого, скорее всего, Секретариат энергетического сообщества скажет нам, что мы не выполнили свои обязательства, и заберет у Оператора ГТС сертификацию. Затем мы получим письмо от „Газпрома“ с требованием либо пересмотреть, либо разорвать транзитный договор», — пояснил он.

По мнению Андрея Коболева, бенефициаром этого процесса с большой вероятностью может оказаться «Газпром». В работе с ним осуществляется принцип «качай или плати», при этом российская компания использует лишь около половины забронированных мощностей. 

«В их восприятии, они переплачивают, и негативный для нас сценарий был бы для „Газпрома“ очень позитивным», — уверен он.

Ранее в Конституционный суд Украины обратились 47 народных депутатов Украины, в числе которых лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко и глава политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук с требование признать анбандлинг НАК «Нафтогаз Украины» несоответствующим Конституции.

По мнению парламентариев, что Верховная Рада превысила свои полномочия, приняв изменения в законодательство. Согласно закону, ГТС Украины была выделена в отдельную структуру, что позволило подписать пятилетний контракт между Россией и Украиной о транзите газа по европейским правилам.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков полагает, что Андрей Коболев намеренно обостряет тему. Эксперт напомнил, что документ подписывал «Нафтогаз», который и выступает посредником между «Газпромом» и оператором ГТС Украины.

— Если встанет вопрос о том, чтобы все вернуть назад, в том числе ГТС вернуть «Нафтогазу», то, с одной стороны, это хорошо, потому что выделение ее из «Нафтогаза» происходило в какой-то степени против воли руководства украинской компании. По сути, у них забрали крупный актив.

С другой стороны, они ставили подписи под всеми документами, и если все возвращать назад, значит, всё было сделано незаконно. А если что-то сделал незаконно, то должны судить и т. д.

Для Коболева это очень негативные последствия, поэтому он намеренно пытается эту историю с обращением депутатов драматизировать и сказать, что если их действия сочтут неправильными и ГТС вернут в собственность «Нафтогаза», то потеряют замечательный контракт с «Газпромом», что будет плохо для Украины.

Если ГТС снова станет собственностью «Нафтогаза», автоматически разрыва контракта с «Газпромом» не произойдет. Когда выделили нового оператора, он прошел сертификацию по европейским правилам: европейцы подтвердили, что это независимый оператор, не принадлежащий компании, которая добывает и продает газ.

«СП»: — А может ли работать ГТС, если она будет вертикально интегрирована, как и раньше, в «Нафтогаз»?

— Конечно, может. Она же работала с 2009 по 2019 годы — газ качался, европейцы его принимали, всё было нормально.

«Газпром» подписал коммерческий контракт на транзит газа. Будет ли он разорван? Нет. Компания остается, все стороны сохраняются, поэтому транзит газа продолжается.

Но при этом «Газпром», действительно, может подать в арбитраж либо на пересмотр контракта, либо на его расторжение, указывая, что существенно поменялась ситуация на рынке транзита — договор подписывался с независимой компанией, а оказывается, она принадлежит другой компании. Регулирование меняется, то есть они работают не по европейским нормам, а по национальным и т. д. Зацепка для «Газпрома» есть, и он ей может воспользоваться.

«СП»: — «Газпром» действительно может получить плюсы от этой ситуации?

— «Газпрому» было бы выгодно от этого контракта избавиться, потому что он его подписал под нажимом многих обстоятельств. Так, к 1 января не был достроен «Северный поток-2», и до сих пор еще не достроен; не был готов «Турецкий поток», вторая нитка должна быть достроена в течение 2020 года.

Договор довольно жесткий. Там, например, условие «качай или плати» посуточное — нельзя даже на сутки вперед переносить объемы, которые не прокачал, не говоря уже о месяцах и кварталах. В старом контракте это было можно — зимой была выше потребность в прокачке, а летом — ниже, и в течение года все балансировалось.

«Газпром» с удовольствием избавился бы от этого контракта, и пониженный сейчас спрос в Европе позволил бы ему пройти отопительный сезон 2020−2021 года вообще без украинской ГТС.

Если произойдет обратная реформа с ГТС, это не означает автоматически окончание транзита. И не факт, что даже в суде «Газпром» сможет этот контракт разорвать.

«СП»: — А сейчас есть возможность разорвать контракт, учитывая форс-мажор?

— Даже не зависимо от исхода депутатского обращения в суд, «Газпрому» надо подавать в арбитраж как это делал и «Нафтогаз», и говорить, что на рынке газа существенно изменились условия, поэтому надо опустить верхнюю границу «качай и плати». Коронавирус — непредсказуемый фактор, газ в Европе потребляют меньше, «Газпром» этого не мог знать, поэтому дайте понижение условий транзита.

Как раз в такой ситуации арбитраж встал на сторону «Нафтогаза». Почему «Газпрому» этого не делает, не понятно.

«СП»: — Какие-то еще возможности для отказа от украинского транзита есть?

— Есть еще польский участок, «Газпром» рассчитывает достроить «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Всё в комплексе может заменить украинскую трубу в нынешних условиях, когда газа в Европе потребляется довольно мало.

«СП»: — Если ситуация с ГТС по решению суда окажется незаконной и возникнут проблемы, в Европе перестанут чинить препятствия для завершения строительства «Северного потока-2»?

— «Газпром» не имеет перед европейцами никаких даже формальных обязательств по сохранению транзита. Думаю, были неформальные договоренности: Германии важно было снять для Европы и американцев опасения, что «Газпром» строит «Северный поток-2», чтобы экономически убить Украину. Поэтому Германия убедила Россию подписать новый транзитный договор. Какое экономическое убийство, если подписан долгосрочный контракт, Украине платят деньги и «Северный поток-2» никакой роли не играет?

Думаю, в ответ Германия должна была обеспечить, прежде всего, беспрепятственное окончание строительства «Северного-потока-2». Германия и европейцы этого не сделали. Контракт был подписан, а американцы снова ввели санкции. Это, по крайней мере, усложнило процесс достройки, теперь «Газпром» будет пытаться достроить собственными силами.

Ограничений строительства со стороны Европы сейчас нет, есть особые условия. Думаю, что когда подавали заявку датчанам, то описали все технические характеристики судов, которые работали — это суда компании Allseas с системой динамического позиционирования. Датчане разрешение подписали. Сейчас «Академик Черский», имеющий эту систему, может работать, никаких законодательных ограничений нет. Есть только санкции 2019 года со стороны США, и они инициировали новый пакет санкций, который пока обсуждается.

Есть ограничения со стороны европейцев по дальнейшему его использованию. Эту проблему еще предстоит решить.

Если будет разорван контракт о транзите через Украину, то кто-то может указать, что нельзя давать «Газпрому» достраивать, потому что он разорвал контракт. Но вводить санкции за то, что мы подписали контракт, а потом он разорвался? Две коммерческие компании подписывают договор, разорвать его можно через решение арбитража. Если европейский суд решит, что у «Газпрома» есть право разорвать контракт в случае возвращения ГТС «Нафтогазу», то какие претензии могут быть к нам?

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 23.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики