Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Путин ищет ответы на «газовые вызовы» Эрдогана и Алиева

Путин ищет ответы на «газовые вызовы» Эрдогана и Алиева

Восстановить лидерство на турецком газовом рынке России будет очень непросто. При этом Турция наверняка окажется сложным партнером по переговорам на тему условий транзита через ее территорию. По оценке экспертов, договориться с турками россиянам будет не легче, чем с Украиной. 

ообщение о том, что «Газпром» заключил с компанией Mytilineos контракт на период с 2020 до 2030 года на поставку газа в Грецию, нельзя относить к событию ординарного свойства. Как считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, хотя компания Mytilineos S.A. не формирует весь греческий импорт российского газа, во-первых, «данный контракт важен для России, поскольку поставки газа в Грецию теперь будут осуществляться по новому газопроводу «Турецкий поток», во-вторых, «это соглашение является стратегическим, причем как по маршруту, так и по факту его долгосрочного характера».

Ряд государств сейчас предпочитают краткосрочные соглашения, где цены определяются котировками на рынке здесь и сейчас. При этом Афины не отказались от стремления диверсифицировать поставки газа. Там действует контракт на поставку газа из Азербайджана по TAP — TANAP через Турцию. Но, по мысли Юшкова, Афины считают, что у Баку есть проблемы с добычей газа, он у них выходит достаточно дорогим. Еще одна новость: венгерский газотранспортный оператор FGSZ одобрил инвестиции в строительство газовой перемычки с Сербией мощностью 6 млрд куб. м в год. Ожидается, что по этому маршруту может быть транспортирован газ, который поставляет Россия по газопроводу «Турецкий поток». Но чтобы глубже оценить сложившуюся ситуацию необходимо обозначить сопутствующий описываемым событиям фон. После появления данных Федеральной таможенной службы России о том, что поставки российского газа в Турцию сократились в семь раз по сравнению с предыдущим годом, а по сравнению с весной 2018 году — в 14 раз, многие заговорили о провале проекта «Турецкий поток», на который российская сторона затратила семь миллиардов евро.

Турция, которая когда-то занимала второе место среди крупнейших потребителей «Газпрома», оказалась лишь в первой десятке и стала покупать почти столько же газа, сколько Армения (193 миллиона кубометров в месяц) и даже меньше, чем Литва (272 миллиона кубометров). В результате газопроводы «Голубой поток» и «Турецкий поток» общей емкостью 35 миллиардов кубометров в год остались пустыми: пропускная способность их работает только на 10% от мощности. Фактически можно было вести речь обрушении одной из базовых основ российско-турецких отношений — сотрудничества в сфере энергетики. В тоже время Анкара создала определенные преференции поставкам газа из Азербайджана. Эксперты объясняли это причинами внутреннего экономического кризиса в Турции, что привело к снижению потребления газа. Но почему тогда кризис не сказался на объемах получаемого азербайджанского газа? Тем более что Баку заявляет о планах по увеличению мощностей TANAP с 16 до 24 млрд кубометров в год, а затем и до 31 млрд кубов в год, хотя, по оценке экспертов, у него самого не хватает газа и для собственного внутреннего рынка, по факту ему надо покупать газ у России, чтобы отправлять его на экспорт. Согласится ли Москва принять такой сценарий? 

А во имя чего? Представляется, что действия Анкары имеют серьезную политическую составляющую: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пытался и пытается использовать ресурс сотрудничества с Россией для решения собственных геополитических задач в регионе, хочет добиться от нас определенных уступок в Сирии и в Ливии. В этот сценарий оказывается вовлеченным и Баку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев вновь заговорил об азербайджанском газе как «гаранте энергетической безопасности Европы», имея в виду конкурирующие с российскими газопроводами Трансанатолийский трубопровод (TANAP) и Трансадриатический газопровод (TAP). Что касается российской стороны, то она по непонятным причинам при подписании соглашений с Турцией отчего-то пошла на ряд уступок. Отказалась от пункта, который предусматривает, что в случае недобора оговоренных объемов газа клиент обязан оплатить существенную неустойку. Анкара восприняла это как проявление слабости и стала решительнее атаковать Россию, игнорируя возможные риски. Почему? Экспертам в этом еще предстоит разобраться.

Что дальше? Восстановить лидерство на турецком газовом рынке России будет очень непросто, ведь с приходом Азербайджана конкуренция на рынке усилилась. Сотрудник польского Центра восточных исследований Шимон Кардась недавно в издании Interia высказал такой прогноз по «Турецкому потоку: «Газопровод, по крайней мере на 50%, строился с мыслью о снабжении турецкого рынка, и этот план сорван. По «Голубому потоку» и первой нитке «Турецкого потока» россияне могут поставлять около 32 миллиардов кубометров сырья, но требуется его в два раза меньше. В своей энергетической политике Турция делает упор на диверсификацию источников поставок, возрастает ее интерес к СПГ. В этом году негативная тенденция, по всей видимости, сохранится, и даже если в следующем году наметятся улучшения, экспорт не выйдет на тот уровень, на какой рассчитывал «Газпром». При этом Турция наверняка окажется непростым партнером по переговорам на тему условий транзита через ее территорию. Осмелюсь предположить, что договориться с ней россиянам будет сложнее, чем с Украиной». Что же, теперь такого хода событий исключать нельзя.

Автор: Станислав Тарасов 

Источник: ИА REGNUM, 29.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики