Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск обозначил преодоление споров с РФ о цене газа в ожидании энергетических «пряников»

Минск обозначил преодоление споров с РФ о цене газа в ожидании энергетических «пряников»

Ценообразование, которого не было ранее, может появиться только с 2025 года, если будет запущен общий рынок в рамках планов Евразийского экономического союза, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Глава белорусского диппредставительства в Российской Федерации Владимир Семашко заявил, что Москва и Минск достигли понимания в вопросе преодоления споров по цене на газ. Такой вывод он сделал после того, как в России состоялась встреча министров энергетики России и Белоруссии Александра Новака и Виктора Каранкевича, представителей посольства, а также главы «Газпрома» Алексея Миллера.

В настоящее время белорусская сторона не удовлетворена ценами на российский газ, а также разногласиями с «Газпромом», которые возникали при попытках Минска отстоять свою стоимость. Несмотря на это, заверил в своем сообщении Владимир Семашко, Белоруссия видит, что «есть понимание», и считает, что поставленную ранее задачу необходимо решить к 1 января 2022 года.

Около трех лет назад государства договорились сформировать методику определения цен на газ в двусторонней торговле для последующего перехода к единому рынку энергоресурсов. Белоруссия ежегодно импортирует из Российской Федерации около 20 млрд кубометров газа, параллельно неоднократно предлагая снизить цену до уровня Смоленской области. В ходе последних переговоров Белоруссия снова выразила желание договориться с Москвой о ценах, сопоставимых с внутрироссийскими.

«Сегодня прослеживается прямая зависимость образования цен от уступчивости белорусской стороны по другим вопросам. Россия не готова удовлетворять запросы Минска и параллельно предоставлять ему энергетические пряники – Белоруссия должна дать что-то взамен.

Поэтому газовые и нефтяные споры между Российской Федерацией и Белоруссией вызваны не только разногласиями по стоимости энергоресурсов, но и вопросами, затрагивающими широкий круг экономических и политических нюансов, из-за чего Минск не сможет добиться выгодной для себя стоимости топлива, пока не будут решены основные вопросы, затормаживающие общее развитие российско-белорусских взаимоотношений», - рассказывает эксперт.

Новое направление в газовом споре между Россией и Белоруссией появилось в июне 2020 года, когда Минск снова потребовал снизить цену на газ, а Москва, в свою очередь, напомнила о непогашенной задолженности за прошлые поставки, которая, по данным председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, уже превышает $165,5 млн.

Минск не удовлетворен ценами на российский газ

Сегодня стоимость газа для Белоруссии определяется по формуле, в которую входят цена топлива для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа плюс стоимость транспортировки газа от мест добычи до границы Российской Федерации и Белоруссии, стоимость хранения на территории России и величина расходов «Газпрома» по реализации сырья. Именно благодаря такому принципу расчета Белоруссия приобретала российский газ существенно ниже спотовых цен в Европе.

Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что цена на российский газ для Минска должна быть снижена, так как Москва реализует топливо европейской стороне за $65–68 за тысячу кубометров, а Белоруссии продает его за $127. Поэтому в апреле 2020 года белорусский лидер предложил снизить стоимость до $40-45 за 1 тысячу кубометров.

«Белорусский глава очень часто выступает с предложениями, в результате чего накал газовых споров между государствами увеличивается. После этого стороны встречаются за столом переговоров и Минск идет на попятную. Там отказываются воспринимать разницу между долгосрочными договоренностями о поставках сырья и покупкой его на спотовом рынке.

Такой тактики придерживается белорусская сторона уже на протяжении многих лет, и сегодня мы наблюдаем очередной всплеск обострения споров, но не настолько сильный, как в конце 2019 года. Можно предположить, что очередные фоновые разногласия могут привести к накалу, ведь рыночное ценообразование, которого не было ранее, может появиться только с 2025 года, если будет запущен общий рынок в рамках планов Евразийского экономического союза.

Сроки до образования единого рынка энергоресурсов сокращаются, поэтому не исключено, что белорусская сторона будет пытаться добиться снижения стоимости и дальше. Однако все будет зависеть от того, насколько Минск будет готов на дальнейшие шаги по углублению интеграционных процессов», - объясняет эксперт.

В середине декабря 2019 года Александр Лукашенко на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявлял, что при интеграции с Россией Белоруссии не нужны будут дешевые газ и нефть. «Равные условия - больше ничего не надо», - говорил белорусский президент. В феврале Лукашенко сказал, что Россия пять лет назад обещала Минску внутрироссийские цены.

На фоне недовольства стоимостью газа Белоруссия организовала поиск альтернативных источников российской нефти и договорилась впоследствии о поставках из Соединенных Штатов Америки. В связи с этим министр иностранных дел республики Владимир Макей сообщил, что поставка американской нефти в Белоруссию не была однократным шагом, так как в будущем Минск намерен продолжить закупать энергоресурс у Вашингтона. Напомним, Белоруссия начала искать альтернативные источники топлива в конце 2019 года, аргументировав свои действия стремлениями к покупке сырья по ценам ниже российских.

«Если бы сейчас мировые цены на газ выросли выше $127, Минск не обратился бы к Москве с требованием «восстановить справедливость» и повысить для него контрактную цену. На европейском, то есть спотовом, рынке цена действительно ниже той, что установлена на внутреннем российском рынке. Только она напрямую зависит от многих факторов, в числе которых погодные условия. Например, при наступлении холодной зимы стоимость резко поднимется, и тогда Белоруссия, конечно же, перестанет требовать от России снижения до европейского уровня.

Но существует формула, которая зафиксирована в договоре между Россией и Белоруссией на реализацию газа – она подталкивает Минск пойти по пути других стран, решивших добиться снижения стоимости в том числе через суд. Однако я не думаю, что белорусская сторона получит то, чего хочет. Минск изначально понимал цену и мировую конъюнктуру, когда подписывал контракт о гарантированных поставках и добровольно утвердил газовый контракт на 2020 год», - резюмировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 01.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики