Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Азербайджан обсудили состояние энергорынков

Россия и Азербайджан обсудили состояние энергорынков

Началась двухдневная международная онлайн-конференция "Глобальная энергетика и международные политические риски", организованная дискуссионным клубом "Валдай" и Азербайджанским центром анализа международных отношений.

Главная тема обсуждения - откуда исходит угроза для естественного развития мировой энергетики и как на нее влияет политика.

Конференция реализует договоренности между лидерами России и Азербайджана, достигнутые на заседании "Большого Валдая" в октябре 2019 года, а также позволяет наладить партнерские отношения с ведущим аналитическим центром Азербайджана, расширив таким образом связи политологов и экспертов на постсоветском пространстве. В конференции приняли участие министры энергетики РФ и Азербайджана Александр Новак и Парвиз Шахбазов, а также ряд экспертов и представителей энергокомпаний из разных стран мира.

В начале конференции директор по научной работе клуба "Валдай" Федор Лукьянов отметил, что "никто не будет спорить, что эпоха предсказуемого и спокойного развития энергетики стала призрачной и эфемерной. Появилось столько разных входящих внешних факторов - политических, природных, экономических, которые влияют на ситуацию, что нам надо быть готовыми к практически любому развитию событий".

Министр энергетики РФ Александр Новак рассказал про довольно сложную ситуацию на рынках. По его словам, "мировая экономика испытала масштабный шок, которого не было еще никогда, и мировой ВВП, по разным оценкам, потеряет в этом году от 5 до 6 процентов, что беспрецедентно и, естественно, повлияло на мировую энергетику".

При этом министр отметил, что российская энергетика продемонстрировала свою устойчивость, но впереди отрасль ожидает ряд сложностей.

"Падение спроса на нефть в апреле составляло 25-28 процентов, порядка 28 миллионов баррелей в сутки, что серьезно отразилось и на инвестициях в ТЭК - они упадут в этом году на треть, - сказал он. - Рынки сейчас очень турбулентны, хаотичны, волатильности много в последнее время, так что сохраняется необходимость в координации действий, чтобы снизить волатильность".

По словам министра, "общее снижение спроса на нефть составляет порядка 25-30 процентов по отношению к докризисному уровню". "Все сходятся во мнении, что нас ожидает изменение структуры энергетики, а доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) к 2040 году будет гораздо выше - 65-68 процентов, чем прогнозировалось ранее", - пояснил Новак. Он также напомнил, что усиление роли ВИЭ заложено и в энергетическую стратегию России до 2035 года.

Что касается политики ОПЕК и сокращения добычи нефти, то, по словам министра, "в настоящее время никаких решений об изменении параметров ОПЕК++ нет, с 1 августа у нас должно произойти восстановление беспрецедентного объема сокращений - 9,7 миллиона баррелей в сутки". По мере роста спроса мы ориентируемся на восстановительный тренд", - добавил министр.

В свою очередь, министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов подчеркнул, что пандемия коронавируса - это "один из драйверов изменений в мировой энергетической системе", и что в этих условиях прогнозировать становится все сложнее. В частности, рынок нефти оказывается непредсказуемым.

"В условиях неопределенности для стабилизации рынка нефти, по некоторым оценкам, потребуется не менее двух лет", - отметил министр. А чтобы выбраться из кризиса, надо быть открытыми к сотрудничеству, налаживать и расширять механизмы стабилизации на энергорынке.

Член правления Азербайджанского Центра анализа международных отношений Эсмира Джафарова также полагает, что необходимо сотрудничать для устойчивости поставок энергоносителей после пандемии, тем более что по пессимистическому сценарию восстановление рынков произойдет не раньше 2022 года.

Вице-президент транснациональной нефтегазовой компании BP по вопросам коммуникаций и внешних связей по Ближневосточному и Каспийскому регионам Бахтияр Асланбейли считает, что нефтегазовая отрасль в Ближневосточном и Каспийском регионах в настоящее время находится "в режиме выживания", а пандемия создала самую сложную торговую среду, в которой когда-либо находился нефтяной бизнес.

"Как правило, мир потребляет 100 миллионов баррелей в сутки. В нормальный год спрос растет примерно на 1-1,5 миллиона баррелей в сутки, что отражает рост ВВП. Даже в разгар финансового кризиса 2009 года падение мирового спроса было ограничено до минус 0,5 миллиона баррелей в сутки. В апреле 2020 года мы наблюдали снижение спроса на 20 миллионов баррелей в сутки, в основном в результате почти мгновенного снижения использования всех видов транспорта - снижения потребления дизельного топлива, бензина, топлива для реактивных двигателей и тому подобного".

В результате, по его словам, "нефтяные компании объявили о сокращении капитальных расходов на 20-30 процентов и сокращении операционных бюджетов на 10-20 процентов. Проекты отменяются или модернизируются, и, как следствие, это может привести к сокращению штатов и потере рабочих мест".

При этом угроза нефтегазовому сектору идет со стороны Европы, которая, не обладая собственными большими запасами полезных ископаемых, продвигает идею "зеленой революции". Об этом заявил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

"В основе "зеленой революции" лежит идея скорого отказа от нефти и газа. Эту тему продвигает ЕС, который понимает, что сланец позволит лишь частично заменить поставки углеводородов из России на американские. А вот зеленые технологии могут стать источником новой энергии, произведенной прямо в Европе", отметил он.

Сланцевый проект, на который возлагалось множество надежд, не принес, по его словам, желаемых результатов. "Сланцевая революция, начавшаяся в США, дала надежду странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на то, что они смогут получить новые собственные запасы углеводородов, - считает Симонов. - В реальности сланцевые нефть и газ по-прежнему добываются только в США. В отдельных государствах были реализованы проекты по добыче сланцевых углеводородов, но нужного масштаба и желаемого экономического эффекта получить не удалось. То есть благодаря сланцевой революции политика стала инструментом продаж американской нефти и газа".

Автор: Константин Волков

Источник: Российская газета, 02.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики