Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовое регулирование: участникам рынка пора брать пример с ОПЕК+

Газовое регулирование: участникам рынка пора брать пример с ОПЕК+

Санкции против «Северного потока — 2» внесли в проект оборонного бюджета США от Сената. Политическое давление на рынок углеводородов и, в частности, природного газа, постоянно усиливается. Участники международного дискуссионного клуба «Валдай» не могли оставить это без внимания — ключевой темой международной конференции, стартующей на площадке клуба станет «Глобальная энергетика и международные политические риски».

Газовый рынок все еще находится в стадии становления и потому уязвим, отмечают авторы ключевого доклада конференции «Политические риски для мировой энергетики: от ресурсного национализма до «молекул свободы» и климатического оружия» генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов и его заместитель по газовым проблемам Алексей Гривач.

Они напоминают, что еще в 2011 году МЭА заявило: «Мы стоим на пороге золотого века природного газа». Однако этот век все еще не наступил: голубое топливо занимает лишь третье место в табели о рангах мировой энергетики. И это, несмотря на доступность запасов, развитые технологии и безусловные экологические преимущества по сравнению с нефтью и углем.

 potreblenie-resursov.jpg

Что же мешает наступлению золотого века? Причин несколько: это и узкий круг потенциальных поставщиков газа, и транзитные риски, связанные с транспортировкой по суше на большие расстояния. Но главное — та самая политическая подоплека. Еще в 1970-1980 годах камнем преткновения стали поставки голубого топлива из СССР в Западную Европу. Тогда США предприняли колоссальные политические и дипломатические усилия для того, чтобы предотвратить строительство газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород». 

Сейчас все повторяется с проектами «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». «Современная ситуация — практически незакамуфлированный акт борьбы за рынок сбыта для сжиженного природного газа из США», — описывают ситуацию Симонов и Гривач.

Став экспортером углеводородов Соединенные Штаты периодически прибегают к политическим инструментам для дискредитации конкурентов, отмечают эксперты. «До логического конца эта история была доведена вбросом идеи о «молекулах свободы», умозрительно содержащихся в американском сжиженном природном газе (СПГ)», — добавляют они.

Даже нынешние нападки на «Северный поток — 2» прикрываются благими намерениями. Как заявил один из соавторов инициативы добавления санкций против проекта в оборонный бюджет США, Стив Вомак, с помощью нового газопровода Россия увеличит зависимость Польши и Украины от своего сырья. Таким образом, сенаторы, правда, несколько сузили круг потенциальных пострадавших, ведь раньше с помощью американских ограничительных мер они пытались спасти как минимум всю Европу. Которая об этом совсем не просила и отнюдь не в восторге от вмешательства в свои дела и, в частности, экстерриториальных санкций Вашингтона. 

Все меняется 

Между тем, ситуация стремительно меняется. Так ограничитель в виде короткого списка поставщиков уже фактически сошел на нет: об этом свидетельствует и динамичное развитие рынка СПГ, за 5 лет выросшего в 1,5 раза, и рост диверсификации источников газа. Увеличивается гибкость использования трубопроводной инфраструктуры в Европе. Причем, за счет запуска российских магистралей, идущих в ЕС через Балтику, опять же российского «Турецкого потока», «Южного газового коридора» из Каспия в Турцию. Кроме того, активно идут мероприятия по интеграции рынков внутри Евросоюза в единое пространство.

Реальностью становятся и перетоки трубопроводного газа между Европой и Китаем — крупнейшими импортоориентированными рынками. В докладе отмечается, что такую возможность даст проектирующийся сейчас газопровод «Сила Сибири — 2» из Западной Сибири в КНР, который соединит месторождения полуострова Ямал и Уренгойского узла и с Евросоюзом, и с КНР.

«Наряду с развитием торговли СПГ, эволюцией механизмов ценообразования и ростом взаимосвязей между региональными рынками, что является прологом к формированию ликвидного глобального рынка газа, это создает почву для дальнейшего безопасного роста потребления природного газа в мире», — поясняют авторы исследования 

А могли бы договориться 

«С этой точки зрения, попытки Соединенных Штатов получить неконкурентные преимущества за счет методов грубого дипломатического давления, введения санкций или торговых войн (как в случае торговой сделки с Китаем) выглядят не только историческим анахронизмом и искусственным ограничителем развития мировой энергетики на основе экологичного и экономичного топлива, — они напоминают подпиливание сука, на который американцы еще только планируют усесться», — рассуждают эксперты. По их мнению, гораздо эффективнее сработала бы тактика согласования и многостороннего диалога. Это помогло бы в том числе значительно улучшить и экономическую ситуацию на газовом рынке.

А ему бы явно не помешали оздоровительные процедуры: падение цен в этом году было драматичным. Так средняя цена газа на хабе TTF в Европе за первые 4 месяца 2020 года упала вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, для спотовых поставок в Японию падение составило 44%. Тогда как нефть потеряла лишь 33%. Правда, цены на хабах, в отличие от нефтяных котировок, которые универсальны, определяют стоимость лишь части поставок, а доля спота СПГ в Азии крайне мала. Но и этих данных достаточно, чтобы понять, что негативное воздействие оказалось очень глубоким и одновременно с глобализацией рынка растет востребованность действенных механизмов стабилизации.

Однако кто может их выработать? По мнению Константина Симонова и Алексея Гривача, Форум стран — экспортеров газа, этот «газовый ОПЕК», соответствующими возможностями по координации действий в сфере добычи и экспорта не обладает. Как отмечают эксперты, эта организация не воспринимается в публичном поле в качестве площадки для принятия совместных антикризисных решений. Но их необходимость уже явно назрела и тяжелое положение на рынке, возможно, все-таки заставит участников рынка перейти к диалогу.

По крайней мере некоторые из них на примере сделок ОПЕК и ОПЕК+ уже доказали, что умеют договариваться и держать обещания. Конечно, в меру своих сил, возможностей и амбиций. Для рынка, еще переживающего период становления, пока и этого может быть достаточно.

Автор: Ольга Мещерягина

Источник: Эксперт online, 02.07.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики