Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стокгольмские арбитры за $ 4,5 млрд: «Газпрому» пора менять суд или меняться

Стокгольмские арбитры за $ 4,5 млрд: «Газпрому» пора менять суд или меняться

За последние полгода «Газпром» заплатил по судебным решениям Стокгольмского арбитража почти $ 4,5 млрд компенсаций. В конце декабря 2019 года он перечислил «Нафтогазу Украины» $ 2,9 млрд, а 30 июня польской PGNiG — $ 1,6 млрд. В обоих случаях, по большому счету, на одной чаше весов находились условия контракта, а на другой — рыночная справедливость, замешанная на политической целесообразности.

При этом в контрактах именно российский холдинг выбрал Стокгольмский арбитраж в качестве последнего арбитра в спорах с партнерами. Поэтому вопрос, необходимо «Газпрому» изменить свою политику самому или стоит поменять арбитражный суд, не праздный.

«Газпром» часто судится с клиентами, однако в подавляющем большинстве случаев договаривается с ними об урегулировании споров во внесудебном порядке. В случае с Украиной «Газпром» доказывал, что «Нафтогаз Украины» не выкупает контрактные объемы газа по условию «бери или плати». Однако суд согласился с доводами украинской стороны, что экономическая ситуация в стране ухудшилась и присудила украинской нацкомпании компенсацию в $ 2,6 млрд за то, что транзит российского газа был меньше согласованного объема, хотя ответственности за неисполнение этого обязательства не предусматривалось. 

Польская PGNiG, в свою очередь, требовала изменить формулу цены на газ, которая была привязана к нефтяным котировкам. Госкомпания хотела привязку к европейским хабам. Суд, по данным «Коммерсанта», превзошел все ожидания Варшавы и установил формулу цены с ноября 2014 года.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что случаи с Украиной и Польшей похожи тем, что нормальный диалог между сторонами контракта был фактически парализован политическими факторами.

«В то же время есть и различие, — отмечает эксперт. — Решение по двум арбитражам с „Нафтогазом“ (транзиту и поставкам) было политически мотивировано уже со стороны судей, так как в аналогичных случаях — недобор газа украинской стороной и недопоставка газа для транзита российской — трактовались арбитрами по разному. Это сильно подорвало авторитет международного арбитража при Торговой палате Стокгольма».

Решение по иску PGNiG не столь одиозно, отмечает замдиректора ФНЭБ. «Оно затрагивает почти пятилетний период, в течение которого цены на газ имели высокую волатильность. А финальное решение — это скидка примерно в 10%. При нормальных отношениях Польша могла бы давно получить её через переговоры», — говорит Алексей Гривач. По его словам, сейчас арбитраж рассматривает апелляцию по польскому решению, и поскольку поляки в 2015—2018 годах платили Катару за СПГ раза в 1,5−2 дороже, чем за трубопроводный газ (по которому требовали скидку), есть вероятность пересмотра цены в сторону повышения и ретроактивных платежей со стороны PGNiG

Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев, в свою очередь, замечает, что в Европе болезненно относятся к проявлениям монополизма, и суды все чаще будут вставать на защиту конкуренции.

«Сейчас многие вещи, казавшиеся фундаментальными в прошлом, пересматриваются. Газовый рынок изменился, он стал более динамичным, более конкурентным и менее дефицитным. Долгосрочные контракты с формулой „бери или плати“ теряют свою ценность и незыблемость. Преимущество долгосрочных контрактов было в гарантиях поставок, отбора газа и платежей. Пока рынок был стабильным, растущим и дефицитным, это был нужный для всех механизм. Но он перестает устраивать потребителей», — Алексей Калачев отмечает, что очень уж велик разрыв между долгосрочными контрактными ценами и ценами насыщенного предложением рынка. 

Аналитик ГК «ФИНАМ» считает, что при всем значении «Газпрома» как крупнейшего поставщика природного газа в Европу компании не стоит упорствовать в праве диктовать разную цену разным странам. «В новых условиях отсутствия дефицита газа и высокой конкуренции поставщиков „Газпрому“ придется бороться за свою долю рынка за счет большей гибкости и ценовых уступок, увеличивать долю спот-сделок и устанавливать цены в контактах с привязкой к рынку спот», — уверен Алексей Калачев.

В последние годы «Газпром» серьезно подкорректировал свою маркетинговую политику — начал учитывать в большей части контрактов стоимость газа на газовых биржах и продавать до 2,9 млрд кубометров газа на собственной торговой электронной платформе по рыночным ценам. Однако Украина и Польша были едва ли не единственными, с кем российский холдинг не стремился договариваться. В итоге, все решил суд. И, судя по всему, в «Газпроме» сделали выводы. В новом пятилетнем контракте на транзит российского газа через Украину говорится, что споры уже будут решать не в Стокгольме, а в Международном арбитражном суде Международной торговой палаты в Цюрихе.

Источник: EADaily, 02.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики