Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стокгольмские арбитры за $ 4,5 млрд: «Газпрому» пора менять суд или меняться

Стокгольмские арбитры за $ 4,5 млрд: «Газпрому» пора менять суд или меняться

За последние полгода «Газпром» заплатил по судебным решениям Стокгольмского арбитража почти $ 4,5 млрд компенсаций. В конце декабря 2019 года он перечислил «Нафтогазу Украины» $ 2,9 млрд, а 30 июня польской PGNiG — $ 1,6 млрд. В обоих случаях, по большому счету, на одной чаше весов находились условия контракта, а на другой — рыночная справедливость, замешанная на политической целесообразности.

При этом в контрактах именно российский холдинг выбрал Стокгольмский арбитраж в качестве последнего арбитра в спорах с партнерами. Поэтому вопрос, необходимо «Газпрому» изменить свою политику самому или стоит поменять арбитражный суд, не праздный.

«Газпром» часто судится с клиентами, однако в подавляющем большинстве случаев договаривается с ними об урегулировании споров во внесудебном порядке. В случае с Украиной «Газпром» доказывал, что «Нафтогаз Украины» не выкупает контрактные объемы газа по условию «бери или плати». Однако суд согласился с доводами украинской стороны, что экономическая ситуация в стране ухудшилась и присудила украинской нацкомпании компенсацию в $ 2,6 млрд за то, что транзит российского газа был меньше согласованного объема, хотя ответственности за неисполнение этого обязательства не предусматривалось. 

Польская PGNiG, в свою очередь, требовала изменить формулу цены на газ, которая была привязана к нефтяным котировкам. Госкомпания хотела привязку к европейским хабам. Суд, по данным «Коммерсанта», превзошел все ожидания Варшавы и установил формулу цены с ноября 2014 года.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что случаи с Украиной и Польшей похожи тем, что нормальный диалог между сторонами контракта был фактически парализован политическими факторами.

«В то же время есть и различие, — отмечает эксперт. — Решение по двум арбитражам с „Нафтогазом“ (транзиту и поставкам) было политически мотивировано уже со стороны судей, так как в аналогичных случаях — недобор газа украинской стороной и недопоставка газа для транзита российской — трактовались арбитрами по разному. Это сильно подорвало авторитет международного арбитража при Торговой палате Стокгольма».

Решение по иску PGNiG не столь одиозно, отмечает замдиректора ФНЭБ. «Оно затрагивает почти пятилетний период, в течение которого цены на газ имели высокую волатильность. А финальное решение — это скидка примерно в 10%. При нормальных отношениях Польша могла бы давно получить её через переговоры», — говорит Алексей Гривач. По его словам, сейчас арбитраж рассматривает апелляцию по польскому решению, и поскольку поляки в 2015—2018 годах платили Катару за СПГ раза в 1,5−2 дороже, чем за трубопроводный газ (по которому требовали скидку), есть вероятность пересмотра цены в сторону повышения и ретроактивных платежей со стороны PGNiG

Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев, в свою очередь, замечает, что в Европе болезненно относятся к проявлениям монополизма, и суды все чаще будут вставать на защиту конкуренции.

«Сейчас многие вещи, казавшиеся фундаментальными в прошлом, пересматриваются. Газовый рынок изменился, он стал более динамичным, более конкурентным и менее дефицитным. Долгосрочные контракты с формулой „бери или плати“ теряют свою ценность и незыблемость. Преимущество долгосрочных контрактов было в гарантиях поставок, отбора газа и платежей. Пока рынок был стабильным, растущим и дефицитным, это был нужный для всех механизм. Но он перестает устраивать потребителей», — Алексей Калачев отмечает, что очень уж велик разрыв между долгосрочными контрактными ценами и ценами насыщенного предложением рынка. 

Аналитик ГК «ФИНАМ» считает, что при всем значении «Газпрома» как крупнейшего поставщика природного газа в Европу компании не стоит упорствовать в праве диктовать разную цену разным странам. «В новых условиях отсутствия дефицита газа и высокой конкуренции поставщиков „Газпрому“ придется бороться за свою долю рынка за счет большей гибкости и ценовых уступок, увеличивать долю спот-сделок и устанавливать цены в контактах с привязкой к рынку спот», — уверен Алексей Калачев.

В последние годы «Газпром» серьезно подкорректировал свою маркетинговую политику — начал учитывать в большей части контрактов стоимость газа на газовых биржах и продавать до 2,9 млрд кубометров газа на собственной торговой электронной платформе по рыночным ценам. Однако Украина и Польша были едва ли не единственными, с кем российский холдинг не стремился договариваться. В итоге, все решил суд. И, судя по всему, в «Газпроме» сделали выводы. В новом пятилетнем контракте на транзит российского газа через Украину говорится, что споры уже будут решать не в Стокгольме, а в Международном арбитражном суде Международной торговой палаты в Цюрихе.

Источник: EADaily, 02.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики