Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина прошла "точку невозврата" в перспективах газового транзита из России

Украина прошла "точку невозврата" в перспективах газового транзита из России

Озвученный оператором ГТС Украины прогноз по транзиту газа из России отражает январский провал прокачки из-за контрактных торгов Киева. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Глава компании "Оператор ГТС Украины" Сергей Макогон сообщил, что с начала года по территории страны в Европу Россия к сегодняшнему дню прокачала 25 млрд кубометров газа. Согласно прогнозу Киева, к концу года эта цифра вырастет до 55-57 млрд при прописанных в контракте 65 млрд кубов. Напомним, в первом полугодии 2020 года транзит газа через Украину снизился на 45%. И украинская сторона регулярно заявляет, что теряет доходы.

Москва и Киев подписали транзитный контракт на пять лет в последних числах декабря 2019 года после пяти дней непрерывных переговоров в Вене. Это соглашение стало полноценной сделкой, накладывающей обязательства на обе стороны. В частности, Украина в обмен на контракт отозвала все судебные претензии по газу к России, которые предъявляла в европейских судах. "Газпром" в ответ обязался прокачивать определенные объемы по украинской ГТС в течение пяти лет.

"Претензий у Украины по объемам прокачки к России быть не может, - отмечает Гривач. – Контракт на транзит подписан на таких условиях, что забронированные месячные объемы оплачиваются вне зависимости от прокачки – так называемое условие ship-or-pay. То есть договор на транспортировку за фиксированную плату. При этом Россия ориентируется на потребности Европы в газе, а там, по итогам теплой зимы и с учетом беспрецедентных запасов 2019 года, они сейчас невысоки. Цены же, наоборот, довольно низкие.

Российская сторона действительно планировала прокачать по итогам 2019 года 65 млрд кубов газа в Европу. Однако контракт с Украиной был подписан и вступил в силу прямо перед Новым годом – слишком долго Киев торговался. К тому времени заявки на транспортировку по другим маршрутам уже были сделаны – Россия подстраховалась обходными газопроводами. В итоге на долю Украины в начале 2020 года пришлись минимальные объемы".

Киев готовится к потере транзита

Россия планирует к концу нынешнего года ввести в эксплуатацию "Северный поток-2", который в Киеве прозвали "смертью украинской ГТС". Действительно, вкупе с "Северным потоком-1" и "Турецким потоком" новая магистраль способна полностью заместить подаваемые в страны Европы объемы российского газа. Единственное исключение – Молдавия и ее отколовшаяся часть Приднестровье. Альтернатив поставкам газа со стороны Украины у этого государства нет.

Зато запущенный в конце 2019 года "Турецкий поток" сразу лишил Украину порядка 30 млрд кубометров ежегодного транзита. Киев привычно перекачивал 80-90 млрд в год, но в контракте на 2020-й Москва согласилась оплатить максимум 65 млрд. Дальнейшие перспективы для украинской стороны еще более печальные – с 2021-го по 2024 год Россия будет использовать максимум 40 млрд по этому маршруту. Регулярно в Киеве звучат заявления, что после 2024-го транзита может не остаться вовсе.

"Фактически завершение европейской части "Турецкого потока", которое планируется в 2022 году, окончательно обесценит украинский маршрут, - оценивал перспективы ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. - В хабе у австрийского городка Баумгартен сойдутся сразу все российские газопроводы, создав надежную альтернативу украинскому маршруту".

"Базовый план России – достроить "Северный поток-2", чтобы на долю украинского транзита к 2025 году приходилось максимум 40 млрд кубометров прокачки газа. Остальное Россия переориентирует на обходные газопроводы. Простая арифметика показывает, что доходы Украины при таком сценарии сокращаются вдвое в сравнении с 2019 годом. Эти условия заложены в пятилетний контракт".

Перспективы украинского транзита

Украина регулярно обвиняет Россию в "газовом шантаже", однако регулярно им занимается именно сама Незалежная. В ходе конфликта 2008-2009 годов Киев самостоятельно отбирал газ из трубопровода, предназначенный для европейских стран, что привело к перебоям с поставками и проблемам для России. С 2014 года украинская постмайданная власть и вовсе затеяла серию газовых игр, доведя до взаимных судов с РФ и исков на десятки миллиардов долларов. Прекратилось все лишь с подписанием контракта 2019 года.

При этом Киев неоднократно заявлял, что эксплуатировать сложную газотранспортную систему страны рентабельно при прокачке транзитом газа не менее 50 млрд кубов в год. Но с 2021-го по ней пойдет 40 млрд, а то и меньше. По мнению экспертов, Украине предстоит отказаться от части ГТС, чтобы не нести неоправданных расходов на ее содержание. Это означает, что украинский транзитный маршрут прошел "точку невозврата" и уже никогда не будет востребован в прежних объемах.

"Транзитный контракт 2019 года был компромиссным – свои 40 млрд в год прокачки Украина получит. Но дальнейшие ее перспективы крайне туманны. Если до сегодняшнего дня Киев имел возможность диктовать условия и навязывать цены, то появление альтернативных маршрутов все меняет. Если у партнера есть выбор маршрута прокачки, навязывать ему что-то не получится.

А значит, украинской стороне придется торговаться и доказывать, что транзитировать газ в Европу России выгодно именно по ее ГТС. Судьба украинской "трубы" будет зависеть от ситуации на рынке и условий, которые предложит Киев. Шантаж становится невозможен. И нужно понимать, что попытки США помешать строительству "Северного потока-2" как раз направлены на то, чтобы сохранить Украину в качестве "газового шантажиста" для РФ и Европы. Ни России, ни странам ЕС это, конечно, не выгодно", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 03.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики