Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Удорожание нефти может произойти лишь при сильном дефиците со стороны предложения

И. Юшков: Удорожание нефти может произойти лишь при сильном дефиците со стороны предложения

Издание Wall Street Journal привело мнение ряда экспертов, которые допустили удорожание нефти до $150 за баррель к 2025 году из-за падения инвестиций в добычу. Сейчас нефть марки Brent торгуется у отметки в $40 за баррель.

Ричард Фуллартон из инвестиционного фонда Matilda Capital считает, что стоимость нефти может подняться выше $100 уже к концу года. Кристиан Малек из банка JPMorgan прогнозирует, что это произойдет в ближайшие два года. Он считает, что добыча нефти снизится на 5 млн баррелей в сутки (около 5% от уровня до пандемии). По его мнению, чтобы удовлетворить спрос нужно инвестировать в добычу $625 млрд к 2030 году.

Своим мнением о том, как изменится стоимость нефти в ближайшие пять лет, с Агентством нефтегазовой информации поделился ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

- Заявления о значительном росте цен на нефть выглядят весьма смело. Особенно сомнительны прогнозы существенного удорожания к концу 2020 года. Это может произойти в случае появления сильного дефицита со стороны предложения. Но сейчас есть сразу три фактора, которые выступают против этого.

Во-первых, это ОПЕК+. Если мировое потребление будет возрастать, то страны ОПЕК+ просто увеличат добычу нефти и тем самым покроют потребности потребителей. Причем рост добычи среди членов картеля уже запланирован в рамках сделки. Изначально предполагалось, что повышение добычи произойдет уже с 1 июля. Но стороны решили продлить период максимального снижения объемов добычи до августа. А далее по логике сделки квоты на производство нефти будут увеличиваться в соответствии с восстановлением мирового рынка.

Второй фактор - производители сланцевой нефти в США. В случае появления дефицита предложения и роста цен на нефть, американские сланцевые проекты вновь станут рентабельными и вернутся к добыче. Причем сланцевики реагируют на изменение ситуации на рынке очень быстро. Последние потрясения, например, не убили сланцевую индустрию. Да, многие компании банкротятся, но это не значит, что на их месторождениях не будет добычи. Скорее мы увидим череду слияний и поглощений в отрасли, но она еще долго останется важным игроком на мировом рынке нефти. Хотя себестоимость сланцевой нефти, вероятно, подрастет, так как теперь проекты воспринимаются как рисковые и соответственно стоимость кредитов для таких компаний повышается.

Третьим фактором сдерживания роста цена на нефть являются большие запасы углеводородов в хранилищах. В разгар коронавируса, из-за всеобщих мер карантина, во всем мире производилось существенно больше нефти, чем потреблялось. Все лишнее «черное золото» закачивалось в хранилища. Причем покупалось оно по низким ценам. В результате в мире скопилось довольно много дешевой нефти. «Проедать» ее потребители будут на протяжении всего 2020 и, вероятно, 2021 гг.

Все это указывает на то, что нефть по $100 к концу 2020 года мы вряд ли увидим. Логика прогнозов о росте цен к $150 за баррель к 2025 году также понятна: недоинвестирование в проекты в период низких цен в 2020 году приведет к отсутствию запуска проектов через 5 лет. В итоге на нефтяном рынке возникнет дефицит. Однако период низких цен на нефть продлился очень недолго. Мы видели падение буквально на несколько месяцев. Причем оно было вызвано еще и ценовой войной со стороны Саудовской Аравии. Трейдеры паниковали после заявлений саудитов о существенном росте добычи и раздаче потребителям скидок. Сейчас рынок успокоился и те инвестиции, которые были заморожены в марте-июне, теперь могут быть возобновлены. Сценарий с резким и сильным повышением цены может быть реализован, если с рынка уйдет крупный производитель. Например, если начнется война на Ближнем Востоке и Ормузский пролив будет перекрыт или месторождения Саудовской Аравии будут атакованы и т.д. В этом случае цена действительно существенно возрастет. Но спрогнозировать подобные события крайне сложно.

Опубликовано: Агентство нефтегазовой информации, 11.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики