Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Норникель» оказался под прицелом

«Норникель» оказался под прицелом

Удалось ли локализовать разлив топлива на Таймыре

В Красноярском крае из-за разлива авиационного топлива введен режим ЧС муниципального уровня. В районе поселка Тухард на Таймыре в грунт вылилось более 44 тонн топлива. Оно попало в безымянные озеро и ручей, уточнили в МЧС. Авария произошла 12 июля при перекачке топлива с баржи на производственный склад, расположенный в районе поселка Тухард. Работы велись на предприятии «Норильсктрансгаз», которое входит в группу компаний «Норникель». Следственный комитет возбудил уголовное дело о нарушении правил охраны окружающей среды на производстве.

Сейчас разлив топлива локализован, установлены боновые заграждения, рассказал корреспондент ГТРК «Красноярск» Владимир Богомолов: «Можно предположить, что это была какая-то технологическая ошибка. И как раз тот шланг, рукав, через который шла перекачка, отсоединился и, собственно, произошел разлив. То есть подачу топлива не успели вовремя остановить и свернуть этот рукав.

Получение информации затрудняется тем, что это поселок находится за полярным кругом в Красноярском крае.

От краевого центра это примерно 1,5 тыс. км. Но Следственный комитет уже начал проверку. Как сообщает администрация района, на данный момент разлив удалось остановить. Уже используют сорбент для того, чтобы ликвидировать последствия. Режим ЧС действует. Там работают не только сотрудники предприятия, но и спасатели, которые пытаются минимизировать урон для экологии из-за разлива топлива».

Самая крупная авария на предприятии, связанном с «Норникелем», произошла в конце мая в Норильске. На ТЭЦ-3 из резервуара вылилась 21 тыс. тонн топлива. Как пояснили в компании, причиной стало движение грунта из-за таяния вечной мерзлоты. По оценке Росприроднадзора, «Норникель» должен выплатить почти 150 млрд руб. компенсации в региональный бюджет. Однако Министерство финансов не намерено отдавать крупный штраф региону. Как пишут «Известия», ссылаясь на свои источники, готовятся поправки в Бюджетный кодекс. Они позволят оставить деньги «Норникеля» в федеральном бюджете. Переписывание законов под конкретный кейс можно объяснить только беспрецедентной суммой, полагает управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров:

«По сути, эта сумма сопоставима с инфраструктурными проектами в рамках федерального бюджета. То есть это очень значимое возможное денежное поступление. Более того, если эти средства были направлены в Норильск, это существенно бы превышало те годовые планы по сбору налогов и иных поступлений, которые есть в регионе. То есть нужно было бы еще понять, как они эти деньги будут тратить. Если бы мы говорили о сумме компенсации в размере 100-200 млн, то никто бы не заметил. В то же время у этой истории есть еще одна подоплека.

Если такие поправки будут внесены, и речь будет идти о том, чтобы эта сумма поступила именно в федеральный бюджет, то у “Норникеля” по факту будет меньше шансов отстоять свои права в суде.

Одно дело, если ты споришь о сумме компенсации ущерба, нанесенного водному объекту, и совсем другое — если вопрос будет касаться поступлений в федеральный бюджет, тем более столь значимой суммы».

Авария на Таймыре — это уже третье экологическое происшествие на предприятиях, входящих в «Норникель», за последнее время. Специалисты не склонны видеть в этой череде событий заговор против предприятия или ее акционеров. Скорее всего, аварий не больше, чем было в другие годы. Но сейчас из-за крупного ЧП в Норильске к компании приковано особое внимание. И каждый даже незначительный инцидент выходит в публичное пространство, полагает ведущий эксперт Финансового университета, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Скорее всего, возникли какие-то проблемы с оборудованием — оно могло устареть, что привело к прорывам, утечкам и авариям. Компании зачастую откладывают ремонты на потом. И не секрет, что износ оборудования в России на разных промышленных объектах довольно высокий.

Почему-то сложилось такое мнение, что предпринимать какие-то меры заранее необязательно, что экология и промышленная безопасность — это нечто остаточное. Кроме того, раньше компания могла решать такие проблемы, не вынося сор из избы, может быть, даже как-то договариваясь с регуляторами.

Сейчас же никто ни на какие договоренности не пойдет, чтобы не придавать историю огласке, потому что тогда полетят уже их головы. Все пристально смотрят за “Норникелем”.

И даже если бы 10 тонн топлива вылилось бы в условиях Арктики, никакой Роспотребнадзор не согласился бы эту историю замять».

В «Норникеле» заявили, что будут оспаривать размер ущерба от аварии в Норильске. В компании считают, что Росприроднадзор провел расчеты, используя некорректный — максимальный — коэффициент. Он учитывает длительность негативного воздействия загрязняющих веществ на водный объект, а также промедление в ликвидации аварии. «Норникель» надеется скорректировать оценку ущерба. При этом компания готова ликвидировать последствия аварии за свой счет. Эти работы в «Норникеле» оценивают в 10 млрд руб. Из них 6 млрд уже потрачено. Полностью программу по очистке и реабилитации загрязненных после аварии земель, завершат до конца 2023 года.

Автор: Светлана Белова

Источник: Коммерсантъ FM, 13.07.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики