Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Такое событие уникально». Россия впервые продала больше золота, чем газа

«Такое событие уникально». Россия впервые продала больше золота, чем газа

Экспорт золота за апрель-май составил 3,58 млрд долларов, газа — 2,4 млрд. Такая ситуация связана с пандемией коронавируса, объясняют эксперты

Доходы от экспорта российского золота во втором квартале 2020 года превысили выручку от продаж газа. Об этом пишет РБК со ссылкой на ФТС и Центробанк.

Только за апрель-май Россия экспортировала 65,4 тонны золота на более чем 3,58 млрд долларов. Газа было продано за рубеж на 2,4 млрд долларов. По предварительной оценке ЦБ, в целом за второй квартал экспорт трубопроводного газа принес России 3,5 млрд долларов выручки — примерно столько, сколько золото за два месяца. Для газа это минимум за квартал с 2002 года.

Такое в истории современной России происходит впервые, отмечает вице-президент инвестиционной компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский:

«Такое событие уникально, безусловно, и не уверен, что может повториться в будущем. Связано оно с пандемией коронавируса, которая привела к невиданному спросу инвесторов именно на физическое золото. Вы знаете, что большинство сделок на фьючерсных биржах не заканчиваются поставкой металла. Но в апреле и мае инвесторы (в первую очередь на американской бирже COMEX, которая является крупнейшей по оборотам «бумажного» золота) массово потребовали поставки, и был огромный дефицит, который восполнялся в том числе российским золотом. А наше правительство еще подсуетилось и успело выпустить постановление, которое разрешало нашим золотодобытчикам напрямую поставлять слитки за рубеж. Раньше они не могли этого делать, только через банки. Второй фактор, который позволил нашему золоту показать такие объемы, — это прекращение ЦБ скупки золота на рынке. У нас больше половины объема добычи за прошлый год скупал ЦБ. Но в этом году это прекратилось, и в России образовался профицит золота, который, собственно, и пошел на экспорт».

Для сравнения, в апреле-мае прошлого года Россия экспортировала золота на 247 млн долларов. Текущие показатели возникли под влиянием кризиса на фоне пандемии, и в будущем ситуация изменится, уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Сейчас мы с вами живем в условиях коронавируса, и поэтому падение цен на основные экспортные товары России было совершенно очевидно из-за снижения потребления нефти и газа. А налоговая система России так устроена, что она помогает компаниям в период кризиса, и налоги тоже сокращаются. Соответственно, сокращаются еще и поступления в бюджет, и доходы компаний тоже падают. А золото — это защитный актив. Исторически сложилось, что золото активно скупается в период кризисов. Это не значит, что если кризис затянется, условно говоря, на десять лет, то золотом можно будет заменить нефть, газ или пшеницу. Что касается нефти и газа, то постепенно стоимость этих товаров будет увеличиваться, все-таки иначе сложно себе представить способность этих отраслей не только в России, но и в других странах выжить, если они производят товары, которые стоят слишком дешево. На каком-то этапе цена на нефть и газ тоже будет расти, и, соответственно, поступления в российскую экономику, в бюджеты, доходы компаний тоже будут увеличиваться. Представьте себе, сколько, например, была экспортная пошлина на российскую нефть в мае, когда она рассчитывалась по итогам апреля, а в апреле были совсем низкие цены на российскую нефть Urals. Экспортная пошлина на нефть стала буквально несколько долларов, а до этого в марте она была около 50 долларов и даже больше. Короче говоря, мы с вами наблюдаем эффект, связанный с кризисом и реакцией на него российской экономики».

В апреле мировые цены на золото обновили максимум с ноября 2012 года и достигли 1741 доллара за тройскую унцию.

Источник: BFM.RU, 14.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики