Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Соединенные Штаты могут пойти на крайнюю меру»

«Соединенные Штаты могут пойти на крайнюю меру»

Константин Симонов — о новых санкциях США против «Северного потока-2»

США введут дополнительные санкции против газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Госсекретарь Майк Помпео посоветовал иностранным инвесторам «немедленно убираться оттуда», иначе, по его словам, «будут последствия». В конце прошлого года американские власти уже вводили ограничения против «Северного потока-2». Они коснулись прежде всего иностранных инвесторов. Из-за угрозы оказаться под ограничениями швейцарская компания Allseas, которая прокладывала трубы, вышла из проекта. А в июне американские сенаторы подготовили новый законопроект, по которому даже при завершении строительства газопровода компания Nord Stream 2 не сможет запустить его. При этом сейчас газета The Wall Street Journal отмечает, что очередное заявление госсекретаря Майка Помпео не означает, что новые санкции немедленно введут. Это просто дает старт обсуждению этого вопроса в администрации. Ведущий “Ъ FM” Марат Кашин обсудил заявления госсекретаря США с директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

— Могут ли США помешать достроить «Северный поток-2»? Или это уже невозможно? Или речь идет именно о попытке не дать ему запуститься?

— Препятствование запуску — это совершенно отдельная история. При этом Соединенные Штаты могут принять санкции, запрещающие поставки российского газа, но это будет такой серьезный вызов для Европейского союза, но это возможно.

Давайте попытаемся разобраться для начала с заявлениями Помпео. Он сказал, что компании должны немедленно убраться из строительства «Северного потока-2», апеллируя к закону CAATSA, но, вообще-то, этот закон был принят еще летом 2017 года. Получается, Помпео апеллирует к закону, который, по его версии, бездействовал три года. А теперь вдруг Соединенные Штаты говорят: кстати, у нас же есть этот закон, кто не выполняет, срочно из этого проекта убирайтесь. К сожалению, США сейчас активно используют практику так называемых трансграничных санкций, то есть они вводят ограничения по отношению к странам, которые к ним никакого отношения не имеют. «Северный поток-2» строится в Балтийском море, но Соединенные Штаты говорят: нам этот проект не нравится, мы считаем, что он политический. При этом там логики нет никакой. С одной стороны, Помпео говорит, что все проекты, которые усиливают энергетическую зависимость от Кремля, опасны, но, например, в версии американцев транзит через Украину — это нормальная история, хотя тот же самый российский газ вроде как усиливает какую-то зависимость европейцев от этой истории. Получается, что по украинской трубе можно качать России газ, а по «Северному потоку-2» — нельзя, почему-то именно через него влияние каким-то образом будет расти. Видимо, Украина как-то это влияние демпфирует, не знаю.

Но я напомню, что швейцарская компания Allseas, которая действительно ушла из проекта, ушла не из-за санкций в рамках закона о противодействии противнику в Америке, закона CAATSA, а в рамках новых санкций, которые были внесены в оборонный бюджет. Соответственно, в декабре 2019 года они покинули эту историю. Но Помпео, еще раз повторю, апеллирует не к последним санкциям, а еще к этому самому закону, который три года функционирует. При этом, когда он говорит, мол, все убирайтесь из проекта, возникает такой очень простой вопрос: а кто там остался из партнеров? Сразу приходит на ум пять европейских компаний, которые софинансировали этот проект. Известно, что европейские регуляторы запретили им быть акционерами, но они сказали, что этот проект для них важен, они в нем изначально участвовали, они проект не бросят и внесут финансирование в соответствии с планируемыми долями. Так эти компании все внесли, от них никаких денег уже не требуется.

В этом плане сейчас ситуация такова, что у «Газпрома» есть судно «Академик Черский» и баржа «Фортуна». «Газпром» собирается при помощи этих двух судов достраивать этот проект. Иностранные партнеры все, кто испугался, уже разбежались, то есть совершенно не понятно сейчас, к кому конкретно эти санкции применять там.

Можно, опять же, не знаю, каких-нибудь поставщиков бумаги в офис Nord Stream 2 преследовать санкциями или еще кого-то. То есть гипотетически при желании можно найти, что где-то в компании Nord Stream 2 используют что-то иностранное, например, летают иностранными авиакомпаниями, и против них вводить санкции, но так, конечно, можно дойти до абсурда. Если мы говорим про серьезные истории с точки зрения трубоукладки, то все это «Газпром» намерен делать собственными силами. 3 августа, как известно, истекает срок апелляции по решению Дании, которая разрешила трубоукладку судам, не имеющим динамического позиционирования, то есть баржа «Фортуна» сможет приступать к работам. Непонятно, кому сейчас Помпео говорит убираться из проекта, потому что все ушли уже.

— Мы приходим к тому, что мы знали до этого заявления Помпео, что есть суда, которые могут достроить газопровод. Так это блеф или США действительно могут ввести санкции? И если предполагать, что все партнеры Nord Stream 2 на нашей стороне, может ли Берлин принять на себя удар?

— Знаете, я лично считаю, что Соединенные Штаты, на самом деле, могут пойти на крайнюю меру. Совершенно не исключаю, что США могут ввести санкции уже не против «Северного потока-2», а просто могут сказать, что российский газ является политически опасным, любой российский газ, и они вводят санкции вообще против российских энергоносителей. Но понятно, что дальше совершенно непредсказуемая будет история. Помпео, кстати, предельно цинично говорит: «Мы готовы европейцам предоставить сами этот газ». То есть открытым текстом он говорит, что они убирают конкурента с рынка.

Но, с другой стороны, когда вы имеете дело с ситуацией, когда 35-38% рынка контролируется Россией (она является поставщиком), как вы возьмете и уберете ее?

В 2020 году ситуация относительно комфортная для покупателя. Но ясно, что она будет меняться, и вы треть рынка сейчас по щелчку альтернативными поставщиками, какой бы там профицит ни был на рынке, не замените. И для европейцев, если такие санкции будут введены, это серьезный вызов. Неслучайно Германия сейчас открыто сопротивляется такому жесткому прессингу, потому что в реальности получается, что решение по европейской энергетике принимаются не в Европе, а в Вашингтоне — просто присылаются директивы, и дальше их надо выполнять. Ситуация, согласитесь, крайне неприятная для немцев и для европейцев в целом.

Источник: Коммерсантъ FM, 15.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики