Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белый дом берет санкции против «Северного потока — 2» в свои руки

Белый дом берет санкции против «Северного потока — 2» в свои руки

«Северный поток — 2» стал заложником яростной внутриполитической борьбы и предстоящих выборов президента США. Обе стороны и отдельные политики соревнуются угрозами санкций и их последствиями, однако последний вариант, озвученный госсекретарем США Майком Помпео, может быть наименее вредным для балтийского газопровода из России в Германию.

Вчера, 15 июля, глава Госдепартамента США Майк Помпео заявил, что Вашингтон вводит дополнительные санкции к «Северному потоку — 2».

«Убирайтесь сейчас, или вы идете на риск», — эти слова госсекретарь адресовал инвесторам проекта.

Позже Госдепартамент уточнил заявление Майка Помпео. Речь идет о том, что теперь раздел 232 закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) может распространяться и на «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Прямо сейчас санкции не вводятся, уточнили в Вашингтоне, но участвующим в проектах компаниям настоятельно рекомендовали покинуть их и избежать возможного наказания.

Эксперт по санкциям Джулия Фридландер, которая еще недавно работала в Минфине США, рассказала The Financial Times, что Госдепартамент посылает суровое послание компаниям, но также пытается предотвратить более жесткие действия со стороны Конгресса. Она отметила, что такой шаг замедлит достройку трубопровода, но не сможет сорвать его.

«В конечном счете то, что вы делаете, вбивает клин между вашими союзниками из-за того, что произойдет в любом случае, и тем самым вы сами принесете России победу», — уверена Джулия Фридландер.

Почему бывший сотрудник Минфина США, а ныне член The Atlantic Council так считает, становится понятно, если посмотреть хронологию, как принимали и применяли антироссийские санкции в США против «Северного потока — 2». Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) в целом и его раздел 232 об экспортных трубопроводах из России в частности вступили в действие еще в 2017 году. И, на самом деле, уже тогда «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» подпадали под действие санкций. С той только разницей, что они начинают действовать против конкретных компаний только по представлению президента США, а Дональд Трамп, несмотря на всю грозную риторику, это не делал.

Именно поэтому в 2019 году раздосадованные сенаторы включили санкции против российских проектов в оборонный бюджет США на 2020 год, чтобы Белый дом не мог их остановить. Эти ограничения начинали свое действие автоматически после подписания оборонного бюджета президентом, что и привело к конкретным и незамедлительным результатам. Тогда под ограничения попали владельцы трубоукладчиков и швейцарская Allseas сразу остановила работы на «Северном потоке — 2».

В июне же сенаторы Тед Круз и Джинн Шейхин предложили расширить санкции — распространить ограничения на все суда, участвующие в проекте, включая, например, даже камнеукладчики, которые засыпают трубопровод для его безопасной устойчивости на дне. Кроме того, по поданному законопроекту, ограничения грозят страховщикам, портам, предоставляющим услуги «Северному потоку — 2», и компаниям по дооснащению и установке сварочного оборудования. Также, что, очевидно, самое главное, санкции должны распространяться на тех, кто участвует в испытаниях и сертификации газопровода, без чего он не может заработать.

Этот крайне опасный для проекта документ появился в Конгрессе в начале июня. А следом за ним девять сенаторов зарегистрировали альтернативный более мягкий проект, который не вступает в силу задним числом и не предполагает санкции к компаниям по испытаниям и сертификации газопровода.

 

Тед Круз и Джинн Шейхин ответили конкурентам тем, что внесли свой вариант в проект оборонного бюджета на следующий год, который должен заработать с 1 октября, сенатский комитет согласовал, поставив крест на более мягкой версии.

Очевидно, в этом случае проиграл вариант именно Белого дома, после чего Майк Помпео и сделал свое заявление, чтобы остановить жесткий вариант. Ведь в случае отказа от него все полномочия по введению дополнительных санкций останутся в руках Дональда Трампа, что крайне важно для него в условиях ноябрьских выборов президента США и ухудшающихся отношений с Германией и Евросоюзом. Берлин прямо дал понять, что не приемлет экстерриториальных санкций, которые в этот раз могут серьезно ударить по европейским компаниям и даже немецким государственным агентствам.

Источник, знакомый с решением Госдепартамента, рассказал The Financial Times, что под санкции могут попасть любые компании, которые помогают строительству, в том числе по заправке судов. Также пострадавшими могут оказаться и банки, которые осуществляют переводы средств компаниям, участвующим в проекте. Сам раздел 232 предполагает, что под санкции попадают любые инвесторы проектов российских экспортных трубопроводов и компании, предоставляющие услуги, товары, технологии, информацию и поддержку на сумму более $ 5 млн за год. За это им грозят жесткие финансовые санкции в юрисдикции США: блокировка активов, запрет на выдачу лицензий, получение технологий и отказ в обслуживании в финансовых учреждениях, например.

Оператор Nord Stream 2 AG заявил, что компании из Австрии, Германии, Франции и Нидерландов инвестировали в газопровод почти по одному млрд евро и более одной тысячи компаний из 25 стран привержены завершению проекта.

«Усилия, направленные на то, чтобы помешать этой важной работе, отражают явное пренебрежение интересами европейских домохозяйств и отраслей промышленности, которые будут платить за газ на миллиарды больше, в случае если газопровод не будет построен», — сказал оператор «Северного потока — 2».

По идее, уточнения Госдепартамента США 15 июля можно трактовать так, что именно эта дата является теперь точкой отсчета возможных санкций для участников проекта. А так как компании Shell, Engie, Wintershall, Uniper и OMV уже выполнили свои инвестиционные обязательства, то санкции будут распространяться только на тех, кто будет участвовать в непосредственной достройке газопровода, и, по тексту закона, не ударит по госагентствам Германии. 

При этом Дональд Трамп будет принимать решение по каждому отдельному случаю самостоятельно. С одной стороны, в канун президентских выборов это даст возможность нынешнему главе Белого дома в ручном режиме совершать антироссийские акции для повышения рейтинга. С другой — Дональд Трамп еще ни разу за последние три года не пользовался такой возможностью, ограничиваясь заявлениями и дипломатическим давлением на страны, способные помешать проекту.

Справедливости ради стоит заметить, что президент вообще делегировал право введения американских санкций Минфину, но только при согласовании с Госдепартаментом, что делает Трампа как бы не при чем, но не может происходить без его ведома и согласия.

«От США можно ожидать все что угодно, — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — К сожалению, в угаре внутренней и внешней политической борьбы они потеряли чувство меры. Осадить их может только солидарная и жесткая реакция со стороны ЕС. С другой стороны, пока это все же грубая риторика, а не конкретные действия. Вероятно, связано с предвыборной кампанией».

Напомним, что в конце декабря прошлого года США ввели санкции против собственников трубоукладчиков, который предоставляют свои услуги для «Северного потока — 2», и суда швейцарской Allseas сразу покинули проект. Недостроенными остались 160 километров газопровода в датских и немецких водах. Президент России Владимир Путин заявил, что проект будет завершен собственными силами. И сейчас в немецком порту Мукран находятся два российских трубоукладчика, а в Калининград пришли два судна снабжения «Газпром флота». После того как стало известно о том, что «Газпром» собирает флот для завершения проекта, власти США возобновили угрозы и тогда же началась гонка законопроектов о расширении санкций.

Источник: EADaily, 16.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики