Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страны Балтии попали в ловушку сиюминутных скидок на нефть

Страны Балтии попали в ловушку сиюминутных скидок на нефть

Сокращение импорта российского сорта нефти Urals и переход стран Балтийского региона на альтернативные поставки спровоцированы ужесточением борьбы за рынок, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Нефтеперерабатывающие предприятия Балтийского региона начали отказываться от российского сорта нефти Urals и сокращать объемы импорта, заменяя его на альтернативное сырье с месторождений Каспийского и Северного морей.

С конца апреля 2020 года сорт нефти из Российской Федерации оценивается выше североморского датированного на фоне ограничения предложения среднетяжелой нефти в Северо-Западной Европе. Аналитики предполагают, что такие изменения связаны со снижением предложения сырья из-за сокращения объемов добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, а также с высоким выходом дизельного топлива, спрос на которое считался относительно устойчивым в сравнении со спросом на другие нефтепродукты в условиях карантинных ограничений, введенных в странах во избежание распространения коронавирусной инфекции.

Ожидается, что поставки морских партий российской нефти в порты Финляндии, Литвы и Польши составят ориентировочно 33% всего импорта сырья в сравнении с 65,3% в первой половине текущего года. Еще в прошлом месяце, подтверждают данные аналитической компании Vortexa, доля Urals в общем объеме сырья, экспортируемого в эти страны, была выше 70%.

«Снижение доли импорта российской нефти в страны Балтийского региона объясняется ужесточившейся борьбой за рынок. Тем более она планомерно обостряется в условиях пандемии и тех ограничений, которые были призваны остановить распространение коронавирусной инфекции в мире в весенний период и в начале летнего периода.

Из-за самоизоляции произошло обострение среди поставщиков нефтепродуктов и сырой нефти – кто-то пытался давать скидки, а кто-то другими способами пытался выживать на рынке для того, чтобы остаться в игре даже ценой ухудшения экономики собственного экспорта. Однако так поставщики привлекали потребителей», - комментирует эксперт.

Добавим, что пошлина на экспорт российской нефти с 1 июля увеличилась на $29,5 — до $37,8 за тонну с $8,3 за тонну, действовавших в июне 2020 года. Кроме того, пошлина на светлые нефтепродукты и масла поднята до $11,3 с $2,4 за тонну, на темные — до $37,8 с $8,3 за тонну. При этом вывозная таможенная пошлина на товарный бензин повысилась до $11,3 с $2,4 за тонну.

Балтийский регион отказался от стабильного импорта нефти из РФ

Между тем доля каспийского сорта и североморской смеси, которая поступает в Балтийский регион, увеличилась до 18% с 6% за период с января по июнь 2020 года. Ожидается, что в июле в порты перечисленных государств придет около 30% поставок североморского сырья, что вдвое превысит средний показатель в первом полугодии текущего года.

С конца апреля сорт нефти Urals торговался с премией к сорту нефти Brent, которая доходила до $2,45 за баррель. Поэтому нефтеперерабатывающие заводы решили переориентироваться с российской нефти, снизив ее выгоду. Предполагается, что отдельные сорта североморской нефти в Балтийском регионе продолжат рассматривать как альтернативные российскому сорту. На фоне такой тенденции, полагают аналитики, Urals начнет падать в цене по отношению к Brent.

«Конкурентная борьба на рынке привела к тому, что потребители требовали больше льгот и скидок. Поэтому те поставщики, которые давали их в большей степени, в итоге могли продать больше нефти.

Однако сегодняшняя статистика говорит о скором восстановлении баланса и ситуации в целом на фоне постепенного ослабления карантинных мер в мире. Поэтому в ближайший месяц данные покажут благоприятные изменения для всех поставщиков, в том числе и для российских, которые могли проседать в конкретные периоды предыдущих месяцев», - объясняет собеседник агентства.

Так, по состоянию на середину июля 2020 года премия опустилась до $0,3 за баррель. По оценкам Министерства финансов Российской Федерации, средняя цена на нефть российской экспортной марки Urals в июне 2020 года сложилась в размере $41,93 за баррель, то есть в 1,4 раза ниже, чем в июне прошлого года, когда стоимость достигала $61,93 за баррель.

Средняя стоимость Urals за первые шесть месяцев 2020 года составила $39,68 за баррель, когда за аналогичный период 2019 года средняя цена нефти Urals достигала $65,63 за баррель. Таким образом, в годовом сопоставлении она уменьшилась за период с января по июнь текущего года на 39,54%.

«В период колоссального снижения спроса на нефть у потребителей была возможность играть на рынке и выбирать наиболее покладистого поставщика с точки зрения выгоды скидок и условий поставок. В связи с этим в Балтийский регион заходили Саудовская Аравия, Казахстан, Норвегия или Нидерланды. Пока предложения указанных стран были выгоднее российских, регион переключился на них, сократив потребление нефти Urals.

Основной вопрос заключается в том, что произойдет в перспективе на год или три года. Важно, чтобы Российская Федерация смогла сохранить добычу и не слишком сильно в рамках соглашения ОПЕК+ обвалила свои возможности, оставшись на плаву с сохранением потребителей и объемов производства. Так как в попытках давать льготы можно дойти до потери потенциала на фоне приемлемой цены. Поэтому Россия старается соблюдать важный баланс и в Балтийском регионе, придерживаясь основных аспектов для будущего – цена, объем добычи и объем присутствия на рынке», - резюмировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 20.07.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики