Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Учится жить без российского рынка. Куда Литва дела газ

Учится жить без российского рынка. Куда Литва дела газ

За шесть месяцев 2020 года в Латвию через Литву поступало в два раза больше газа. При этом объем поставок газа из Белоруссии в Калининградскую область через Литву стал меньше.

За первое полугодие этого года в Латвию через Литву было транспортировано 2,5 тераватт-часа природного газа, что в два раза больше, чем годом ранее, сообщает литовский оператор системы передачи природного газа Amber Grid.

В период с января по июнь в Литву поставили 15,3 тераватт-часа газа за вычетом объемов, которые были транспортированы в Калининградскую область. Такой объем почти на одну десятую превышает показатели аналогичного периода прошлого года, пишет "Литовский курьер".

По данным Amber Grid, в первом квартале этого года из-за теплой зимы потребление газа в Литве упало, однако по итогам полугодия объем потребления составил почти столько же, сколько за первые шесть месяцев 2019 года – 12,6 тераватт-часа.

Рост потребления газа произошел за счет компании Ignitis gamyba, которая значительно увеличила производство электроэнергии. При этом газ использовался в больших объемах по причине падения цен на энергоресурс этой зимой и выгодной ситуации на рынке электроэнергии.

С терминала сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде в первом полугодии этого года потребителям в Литве и других странах Балтии было поставлено 72% общего количества газа, а по трубопроводам из Белоруссии и Латвии – 28%.

Объем поставок газа из Белоруссии в Калининградскую область через Литву составил в тот период 12,4 тераватт-часа, что на 8% меньше, чем в аналогичный период 2019 года – тогда показатель равнялся 13,5 тераватт-часам.

Отметим, что в Литву поставлялся газ и из России через Белоруссию и Латвию, а также через СПГ-терминал в Клайпеде. Отмечается, что после запуска газопровода между Литвой и Польшей GIPL в 2022 году появится еще один маршрут поставок газа Литве и другим странам Балтии.

СПГ-поставки в Литве

Отметим, что литовский СПГ-терминал в Клайпеде периодически принимает СПГ-грузы от российской компании "Новатэк". Одна из последних партий объемом в 9,5 тыс. кубометров была доставлена в начале июля.

Напомним, что СПГ-терминал в Клайпеде был построен в 2014 году с целью обретения Литвой "энергетической независимости" от России. Однако именно российские танкеры с СПГ являются наиболее частыми "гостями" терминала.

СПГ-грузы приходят с завода "Криогаз-Высоцк", который начал работу в прошлом году. С момента его запуска танкеры с сжиженным природным газом из России заходили в Клайпеду уже более 50 раз. Согласно прогнозам, в 2020 году объемы поставок будут увеличены.

По данным оператора передачи природного газа Amber Grid, в 2019 году доля трубопроводного газа от "Газпрома" в совокупном импорте страны составила 35%, а доля "Новатэка" – 13% всего газа, импортированного через Клайпедский терминал.

Иногда Литва получает и СПГ-грузы из США. Например, в мае этого года был доставлен четвертый за всю историю существования терминала в Клайпеде груз американского сжиженного природного газа.

По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, данные поставки были реализованы с целью демонстрации политической лояльности США. Кроме того, они были приемлемы для литовской стороны по своей цене.

Источник: Baltnews.lt, 20.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики