Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Девятый санкционный вал

Девятый санкционный вал

Внешние риски для российской экономики ожидаемо обострились. Госсекретарь США Майк Помпео пригрозил ввести дополнительные санкции против «Северного потока – 2», а также распространить их на вторую нитку «Турецкого потока». Причем задним числом – с декабря 2019 года. Бюро по промышленности и безопасности американского Минторга фактически запретило поставки микроэлектроники в нашу страну, а также в Китай, Иран и Венесуэлу и прочие страны-изгои. В конгрессе обсуждается ряд законопроектов, которые в случае принятия нанесут российской экономике существенный урон. Евросоюз по требованию Германии рассматривает возможность объявления России киберсанкций в ответ на предполагаемую хакерскую атаку на бундестаг в 2015 году.

Россия находится в петле западных масштабных ограничительных мер с весны 2013 года (тогда санкции были объявлены по делу Магнитского). В 2014 году посыпались проскрипции из-за Крыма и Донбасса. Санкций накопилось уже более 1000. Ожидать смягчения наказаний в обозримом будущем явно не стоит. Наоборот, налицо – ужесточение антироссийского санкционного режима. Эта угроза, может быть, не относится к самым опасным. Динамика отечественного ВВП, как правило, в большей мере зависит от уровня цен на нефть. Однако западные санкции, особенно в случае нарастания их «эффективности», имеют шанс торпедировать попытки российских властей вернуть экономику на тренд роста.

Впрочем, западные союзники могут и передраться. Например, из-за санкций против «Северного потока – 2». В Берлине жестко отвергают попытки Вашингтона подвергнуть энергетическим санкциям европейские компании – участники проекта и даже некоторые госструктуры. Кроме того, давление Вашингтона все сильнее подталкивает Москву и Пекин к усилению экономического сотрудничества. И не только в сфере поставок российских газа и нефти в Поднебесную, но и в области высоких технологий. Тем более что американцы лишили своей микроэлектроники и нас, и китайцев.

Санкционный пресс

Инициатором антироссийских санкций стали, как известно, США. В той или иной мере их поддержали ЕС, Канада, Австралия, Япония, Украина и ряд других стран. Барак Обама успел подписать указы о введении 555 санкций, Дональд Трамп – 260. Проскрипционные списки готовятся на основе нескольких санкционных законов, главным из которых является введенный в действие 2 августа 2017 года акт «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA).

Антироссийские санкции делятся на две основные группы: блокирующие (в США это список Specially Designated Nationals) и секторальные (Sectoral Sanctions Identifications). В первом случае активы физлиц и юрлиц как в США, так и в ЕС блокируются. Кроме того, физлицам запрещается въезд на территории стран-санкционеров. Наиболее известный и болезненный случай с такого рода санкциями произошел 6 апреля 2018 года, когда Минфин США опубликовал список SDN, состоящий из 7 российских предпринимателей (включая Олега Дерипаску и Виктора Вексельберга), 14 принадлежащих им компаний и 17 чиновников. На следующий день акции «Русала» рухнули почти на треть. Правда, в декабре американский Минфин исключил 3 компании Дерипаски из проскрипционного списка, после того как он сократил объем своего пакета акций и ввел в совет директоров кандидатуры, согласованные с Вашингтоном.

Секторальными санкциями был нанесен удар по финансовой системе (российские банки отрезали от дешевых иностранных кредитов) и особенно по ТЭК, так как был запрещен экспорт в Россию технологий и оборудования для глубокого бурения на шельфе. Ряд соответствующих проектов пришлось приостановить.

В 2015 году западные санкции привели, по ряду подсчетов, к сокращению российского ВВП на 0,6%. В целом экономический спад 5 лет назад достиг 2,3% ВВП. Наконец, в декабре 2019 года угроза применения американских санкций привела к остановке строительства газопровода «Северный поток – 2» и к заключению из-за этого невыгодного для «Газпрома» транзитного контракта с «Нафтогазом» Украины. Так что западные санкции – это тормоз на пути экономического развития России. К тому же ряд более серьезных мер (наподобие запрета американским инвесторам приобретать российские ОФЗ или отключения российских банков от глобальной платежной системы SWIFT) блокируется американским Минфином из-за опасения нанести ущерб собственным финансовым интересам. Однако такого рода требования постоянно вносятся в новые санкционные законопроекты. 

Алексей Гривач, заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности: «США всегда крайне болезненно относились к тесному сотрудничеству России и Европы в энергетической сфере, противодействовали ему, нередко прибегая к введению санкций против проектов. Сейчас, как и 40 лет назад, ситуация дошла до того, что трансатлантический альянс затрещал по швам, а сами санкции против “Северного потока – 2” вводятся в рамках утверждения военного бюджета США». 

Санкционный бумеранг

Похоже, в Вашингтоне уверовали в многополярную эффективность санкционного оружия и поэтому готовы применять его не только против геополитических соперников, но и проверить его действенность в отношении союзников по НАТО. Госсекретарь Майк Помпео 15 июля заявил, что его ведомство совместно с Минфином готово ввести в действие новую порцию санкций против «Северного потока – 2» (проектная мощность – 55 млрд кубов в год), а также против второй очереди «Турецкого потока (17,5 млрд кубов). При этом эти меры начнут действовать задним числом – с конца прошлого года.

Это «четкий сигнал компаниям, участвующим в проектах России по злонамеренному влиянию», предупредил Помпео и отчеканил: «Убирайтесь немедленно, или будут последствия». Иными словами, угроза нависла даже не над «Газпромом» и принадлежащим ему оператором «Северный поток – 2», а над европейскими компаниями, в той или иной степени вовлеченными в целую систему проектов, связанных с этим трубопроводом. Если в прошлом году санкции распространялись на суда – глубоководные трубоукладчики (швейцарская Allseas их тут же убрала), то сейчас будут наказываться страховщики, портовые службы, сухопутные трубоукладчики и далее по всему списку. 

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton: «Ни американские, ни какие другие санкции не смогут российскую экономику “разорвать в клочья” . Но это отнюдь не означает, что можно быть совершенно спокойными на этот счет. То есть экономика будет существовать и с санкциями. Но именно существовать, а не развиваться». 

По оценке Восточно-германского экономического комитета, от новых американских газовых санкций пострадает не только пятерка крупнейших европейских энергокомпаний, но и 120 компаний из 12 стран. Их убытки могут достигнуть 12 млрд евро. И, самое главное, в случае срыва достройки «Северного потока – 2» европейские экономики начнут испытывать дефицит относительно дешевого российского трубного газа. СПГ, который навязывают из-за океана, дороже. К тому же трансатлантические маршруты менее стабильны по географическим условиям. В результате энергоемкая продукция, прежде всего производимая в Германии, окажется менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Не случайно министр иностранных дел Германии Хайко Маас резко отреагировал на угрозы своего заокеанского коллеги: «США нарушают суверенитет Европы решать, где и как получать энергию». В Берлине даже готовят реальные ответные меры в случае введения санкций против «Северного потока – 2». Правда, какие именно, пока неизвестно.

Впрочем, Госдеп затем подправил своего шефа. Немедленно санкции вводиться не будут: «Госдепартамент на данном этапе не вводит санкции в рамках раздела 232 CAATSA. Однако если в дальнейшем мы определим, что есть необходимость ограничительных мер в соответствии с данным разделом, то мы без колебаний введем их».

Чем закончится эпопея с «Северным потоком – 2», пока до конца неясно. Есть надежда, что американцы не станут доводить спор до прямого экономического столкновения со своими союзниками. Важнее другое. Холодная санкционная война постепенно перетекает в горячую фазу. Это особенно бросается в глаза в противостоянии США и Китая. Два года назад между ними вспыхнула масштабная торговая война, в которой иногда заключаются перемирия, но не надолго. Торговая война уже переросла в высокотехнологическую фазу – китайский IT-гигант Huawei лишен американского и британского рынков. Недавно Минторг США запретил поставки микроэлектроники и в Россию, и в Китай. Наконец, 14 июля введены ограничительные меры против физлиц и компаний, которые способствовали принятию закона о нацбезопасности Гонконга. Сам остров лишен статуса свободной экономической зоны.

Дело дошло до угроз прямого военного вмешательства США в территориальные споры в Южно-Китайском море. Так что экономические санкции могут перейти в фазу ожесточенного геополитического противостояния. Единственный выход – постепенный отказ от применения неоправданных ограничительных мер.

Автор: Константин Смирнов

Источник: Финансовая газета, 21.07.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики