Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейцам предстоит спасать «Северный поток-2»

Европейцам предстоит спасать «Северный поток-2»

Американцы в шаге от принятия новых санкций, которые могут сделать российские газопроводы бесполезными

Нижняя палата Конгресса США единогласно одобрила решение об ужесточении санкций в отношении российских газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Как и в случае с прошлыми ограничениями, после которых иностранные подрядчики отказались от продолжения строительства, меры вошли в план оборонного бюджета США на следующий финансовый год, который стартует уже 1 октября.

Документ предусматривает введение санкций в отношении иностранных лиц, способствующих аренде, продаже и предоставлению судов, осуществляющих строительство газопроводов.

Как ранее сообщил госсекретарь США Майкл Помпео, ограничения могут быть активированы в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), соответствующие изменения в который были внесены 15 июля. Таким образом, под санкции могут подпасть и иностранные инвесторы проектов, в том числе и второй нитки «Турецкого потока», на которую ранее эти ограничения не распространялись.

Зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев назвал действия американских властей «борзостью» и объяснил их тем, что российские проекты противоречат интересам США на мировом рынке энергетики, а санкции Вашингтон использует, чтобы подавить конкурентов. Позицию Вашингтона также раскритиковали власти Австрии и Германии. 

Поправки к оборонному бюджету в отношении газопроводов еще предстоит принять Сенату, причем в эту палату был внесен немного другой законопроект об ограничениях. Тем не менее, если он будет принят, обе палаты просто создадут комиссию по согласованию расхождений. Кроме того, проект должен будет подписать президент Дональд Трамп. Но так как речь не об отдельном документе, касающемся газопроводов, а о военном бюджете, скорее всего, как и в прошлый раз, особого выбора у него не будет. Как и желания идти на открытый конфликт с Конгрессом из-за России накануне выборов, шансы на которых и так выглядят не лучшим образом.

Можно надеяться, что власти Евросоюза, в частности, Германии, могли бы убедить американских партнеров смягчить позицию. В конце концов, «Северный поток-2» достроен уже на 94%, да и вторая ветка «Турецкого потока» частично готова и Болгария обещает завершить работы на своей территории до конца года. Однако в прошлом Берлин ограничивался только заявлениями, и, не исключено, что и на этот раз дальше обещаний подготовить ответные санкции и обвинений во вмешательстве в европейские внутренние деле, дело не пойдет.

Тем более что у европейцев появляется все больше альтернатив российскому газу. Помимо сжиженного природного газа (СПГ), поставки которого в ЕС растут даже на фоне рекордно низких цен, это и новые источники трубопроводного «голубого топлива».

Так, 19 июля правительство Израиля одобрило рамочное соглашение с европейскими странами о строительстве морского газопровода для снабжения Европы природным газом из региона Восточного Средиземноморья. Проект предполагает строительство газопровода стоимостью 6 млрд евро, протяженностью 1900 км и мощностью не менее 10 млрд кубометров газа в год, которая может быть увеличена в случае необходимости. Он должен связать шельфовые месторождения Кипра и Израиля с Грецией и далее с Италией.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков поясняет, что если санкции против газопроводов будут приняты в нынешнем виде, у них возникнут серьезные проблемы вплоть до запрета на эксплуатацию. То есть трубы, фактически, окажутся бесполезными. Впрочем, есть надежда, что европейцы все же пролоббируют изменения в документе, так как в противном случае возникнет конфликт между законодательствами США и ЕС.

— Пока непонятно, какие формулировки будут приняты в итоговом законопроекте. Даже в самом конце законодательного процесса в них могут быть внесены в изменения, как произошло с первым санкционным документом против «Северного потока-2». Изначально было прописано, что американский президент обязан ввести санкции, но потом эта формулировка изменилась на «имеет право» ввести санкции.

Что будет в итоговой формулировке по новым санкциям пока непонятно, потому что Германия активно бьется за то, чтобы подчистить их так, чтобы ограничения касались только строительства. То есть де-факто повторяли санкции 2019 года. «Газпром» готов к этому, так как рассчитывает, что в санкционные списки попадет только его дочерняя компания «Газпромфлот».

Но в нынешнем виде в законопроектах речь идет о том, что запрещено не только строительство, но и обслуживание, сертификация, лицензирование и другие вещи, которые относятся либо к стадии выдачи разрешения на запуск, либо непосредственно к эксплуатации. Это очень опасно для европейцев, потому что фактически под эти санкции попадут они.

Представим, что «Газпром» достроит «Северный поток-2», а США уже приняли санкции в этой новой редакции. «Газпром» обращается к европейским регуляторам с просьбой о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию газопровода. В европейском законодательстве есть четкий перечень того, что нужно делать, чтобы получить положительное решение.

Российская компания без проблем все эти требования выполнит, после чего европейский регулятор обязан будет выдать разрешения. Но в этом случае этот регулятор сам попадет под американские санкции, потому что это запрещено законодательством США. Но, повторюсь, по европейскому законодательству он обязан это сделать.

Получается, что американское законодательство окажется приоритетней европейского. Вот почему Германия активно бьется против этих санкций, а канцлер Ангела Меркель говорит о правовой коллизии. Если ничего не сделать, европейские органы власти окажутся под санкциями США за соблюдение собственного законодательства, что довольно странно.

В случае принятия новых санкций США в заявленном виде, не все будет зависеть от России. Перед европейцами станет нелегкий выбор — исполнять свои законы или американское санкционное законодательство, и пока трудно сказать, что они выберут.

«СП»: — Могут ли европейцы вместо конфликта с США попытаться найти замену «Газпрому»? Например, они уже заключили соглашение с Израилем на прокладку новой трубы…

— Объем этого проекта небольшой по сравнению с российскими суммарными поставками. В прошлом году «Газпром» поставил в Европу около 200 миллиардов кубометров газа, в этом прогнозирует 160 миллиардов кубов.

В случае израильского трубопровода речь идет всего о 10 миллиардах кубометров, причем не факт, что их удастся поставить, так как могут быть проблемы с ресурсной базой. Поставки будут вестись в основном из месторождения «Левиафан», но израильские власти ставят условие, что сначала нужно насытить внутренний рынок, и только потом экспортировать газ. Это важный вопрос для Израиля, который не хочет зависеть от поставок из других, особенно арабских стран.

В любом случае, полностью заменить Россию этот проект не сможет. Скорее, он создаст конкуренцию для «Газпрома» на отдельно взятых рынках Южной и Юго-Восточной Европы. Его можно сравнить с системой TAP-TANAP, которая идет из Азербайджана. На рынках Турции, Греции, Болгарии и Италии для «Газпрома» может возникнуть дополнительная конкуренция, но в целом его позиции на газовом рынке Европы это под угрозу не поставит.

Кстати, американцы теперь тоже не очень хорошо смотрят на все эти газопроводы, так как они представляют дополнительную конкуренцию и для них. Это раньше они обеими руками поддерживали все альтернативные российским проекты, но теперь все это в прошлом. Для них что Россия, что Израиль, что Азербайджан являются конкурентами на европейском газовом рынке. Просто против России есть удобные формулировки, а против Израиля и Азербайджана пока нет.

«СП»: — И что же сейчас будет делать «Газпром» с «Северным потоком-2»? Ждать решения Сената?

— Россия в любом случае будет пытаться завершить проект. Пока что не совсем понятно, как именно. Корабли «Фортуна» и «Академик Черский» получили разрешение на работу, кроме того, пришло два судна снабжения.

Похоже, что «Академик Черский» все-таки не модернизировался и не будет сваривать газопровод в нитку. Впереди будет идти «Фортуна», у которой оборудование как раз под нужный диаметр сварки. Дальше уже сваренная нитка будет передаваться на «Академик Черский», а тот будет укладывать ее на дно, так как у «Фортуны» с этим проблемы.

Сейчас «Фортуне» нужно ждать до 3 августа, когда истекает срок подачи апелляции на разрешение на строительство. Все ждут этой даты. Как только суда выйдут из порта, можно будет говорить о том, как будут достраивать «Северный поток-2».

Источник: Свободная пресса, 22.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики