Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Северный морской путь обеспечил российскому газу конкурентные позиции в Азии

Северный морской путь обеспечил российскому газу конкурентные позиции в Азии

Доставка "Новатэком" в Японию первой партии СПГ с Ямала стала пробным шагом в прощупывании перспектив азиатского рынка после пандемии. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

В японский порт Иокогама танкером ледового класса Arc7 "Владимир Русанов" впервые был доставлен сжиженный природный газ (СПГ) с месторождения на Ямале. Судно преодолело маршрут от Ямала до Японии за две недели, пройдя также Северным морским путем. Доставка осуществлялась в рамках спотового контракта и прошла в соответствии с графиком - разгрузка произведена в терминале Ohgishima LNG Terminal.

В "Новатэке" подчеркивают: это первый успешный опыт захода и разгрузки газовоза ледового класса Arc7 в японском порту. И он стал своеобразным прецедентом, который "позволит в дальнейшем увеличить объемы поставок СПГ в эту страну". По словам председателя правления "Новатэка" Леонида Михельсона, Япония - значительный СПГ-рынок и одно из приоритетных направлений маркетинговой стратегии компании.

"Изначально, когда согласовывался проект "Ямал СПГ", планировалось, что большую часть добытого газа владелец проекта будет отправлять на азиатские рынки, - отмечает Гривач. – Такое решение принималось не случайно – в Европу по газопроводам российское голубое топливо традиционно поставляет "Газпром", смысла двум компаниям-добытчикам РФ конкурировать на одном рынке не было. Однако реалии внесли свои коррективы в эти планы.

С самого запуска проекта СПГ с Ямала практически весь шел в Европу. Это обуславливалось географическими сложностями использования Северного морского пути – ледоколы по нему могут курсировать всего несколько месяцев в году. Да и чисто экономически – для переброски партий сжиженного газа в Азию нужно больше ресурсов, что влияет на себестоимость сырья".

Азиатские рынки "замерли" в пандемию

Руководство "Новатэка" объявило, что планирует ввести перевалочный терминал на Камчатке, чтобы расширить возможности поставок по азиатскому региону. "Мы уделяем большое внимание развитию логистической цепочки наших СПГ-проектов. Планируемый ввод перевалочного терминала на Камчатке значительно расширит возможности конкурентоспособных поставок СПГ по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону", - отметил первый заместитель председателя правления компании Лев Феодосьев.

"Новатэк" - второй после "Газпрома" производитель природного газа в РФ. В 2017 году компания вышла на международный рынок газа в связи с успешным запуском проекта "Ямал СПГ". Компания занимается разведкой, добычей, переработкой и реализацией газа и жидких углеводородов. Месторождения и лицензионные участки компании расположены преимущественно в Ямало-Ненецком автономном округе.

"Поставка в Японию – пробный шар в развитии логистики. В Европе цены сейчас очень низкие, поэтому любая возможность направить газ с какой-то премией привлекательна для российских компаний. И уменьшает их потери – из-за пандемии коронавируса нового типа спрос на энергоносители рекордно упал и восстанавливается не так быстро, как многим хотелось бы.

О значительных премиях все же говорить не приходится – цены по спотовым контрактам сегодня в Японии на уровне $2,5 за миллион британских термальных единиц. Это очень низкие цены, они не дают больших прибылей с поставок. И ситуация осложняется тем, что в японской экономике несколько лет назад наметился кризис – соответственно, нет и роста спроса на энергоносители", - подчеркивает Гривач.

Россия ставит на рынок Китая

В 2018 году "Новатэк" начал поставлять СПГ в Китай по Северному морскому пути – оказалось, этот маршрут дает определенные преимущества российскому сырью в сравнении с конкурентами. Чистое время в пути СПГ-танкеров из российского порта Сабетта до места назначения в порту Цзянсу Жудун составило 19 дней по сравнению с 35 днями поставки по традиционному маршруту через Суэцкий канал и Малакский пролив.

Планируется, что для целей проекта "Ямал СПГ" будет задействовано в общей сложности 15 СПГ-танкеров ледового класса Arc7 грузовместимостью более 170 тысяч кубометров каждый. Пока курсируют только два - "Владимир Русанов" и "Эдуард Толль", остальные заказаны российским и китайским верфям. В целом компания проводит важную для России работу по освоению Севморпути, обеспечивая рост грузоперевозок и открывая новые рынки для сырья из РФ.

"Ставка на азиатские рынки до начала пандемии выглядела более чем логичной. Речь не о Японии, которая крайне неохотно переводит свою энергетику с экологически "грязного" угля на газ – там перспектив не заметно. Куда больше надежд на Китай, который показывал определенный рост спроса даже в разгар эпидемии коронавируса. Именно там разворачивается главная конкуренция между поставщиками.

В период пандемии предложение стало выше, чем был готов покупать Китай. Сейчас ситуация восстанавливается. Но все ждут полного восстановления ситуации, когда спрос на энергоносители в КНР вновь выйдет на пиковый уровень, и при этом желательно бы видеть на приемлемом уровне мировые цены на голубое топливо. Пока же азиатский рынок "замер", как и европейский. И когда спрос выйдет на уровень конца 2019 года, непонятно", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 24.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики