Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Северный морской путь обеспечил российскому газу конкурентные позиции в Азии

Северный морской путь обеспечил российскому газу конкурентные позиции в Азии

Доставка "Новатэком" в Японию первой партии СПГ с Ямала стала пробным шагом в прощупывании перспектив азиатского рынка после пандемии. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

В японский порт Иокогама танкером ледового класса Arc7 "Владимир Русанов" впервые был доставлен сжиженный природный газ (СПГ) с месторождения на Ямале. Судно преодолело маршрут от Ямала до Японии за две недели, пройдя также Северным морским путем. Доставка осуществлялась в рамках спотового контракта и прошла в соответствии с графиком - разгрузка произведена в терминале Ohgishima LNG Terminal.

В "Новатэке" подчеркивают: это первый успешный опыт захода и разгрузки газовоза ледового класса Arc7 в японском порту. И он стал своеобразным прецедентом, который "позволит в дальнейшем увеличить объемы поставок СПГ в эту страну". По словам председателя правления "Новатэка" Леонида Михельсона, Япония - значительный СПГ-рынок и одно из приоритетных направлений маркетинговой стратегии компании.

"Изначально, когда согласовывался проект "Ямал СПГ", планировалось, что большую часть добытого газа владелец проекта будет отправлять на азиатские рынки, - отмечает Гривач. – Такое решение принималось не случайно – в Европу по газопроводам российское голубое топливо традиционно поставляет "Газпром", смысла двум компаниям-добытчикам РФ конкурировать на одном рынке не было. Однако реалии внесли свои коррективы в эти планы.

С самого запуска проекта СПГ с Ямала практически весь шел в Европу. Это обуславливалось географическими сложностями использования Северного морского пути – ледоколы по нему могут курсировать всего несколько месяцев в году. Да и чисто экономически – для переброски партий сжиженного газа в Азию нужно больше ресурсов, что влияет на себестоимость сырья".

Азиатские рынки "замерли" в пандемию

Руководство "Новатэка" объявило, что планирует ввести перевалочный терминал на Камчатке, чтобы расширить возможности поставок по азиатскому региону. "Мы уделяем большое внимание развитию логистической цепочки наших СПГ-проектов. Планируемый ввод перевалочного терминала на Камчатке значительно расширит возможности конкурентоспособных поставок СПГ по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону", - отметил первый заместитель председателя правления компании Лев Феодосьев.

"Новатэк" - второй после "Газпрома" производитель природного газа в РФ. В 2017 году компания вышла на международный рынок газа в связи с успешным запуском проекта "Ямал СПГ". Компания занимается разведкой, добычей, переработкой и реализацией газа и жидких углеводородов. Месторождения и лицензионные участки компании расположены преимущественно в Ямало-Ненецком автономном округе.

"Поставка в Японию – пробный шар в развитии логистики. В Европе цены сейчас очень низкие, поэтому любая возможность направить газ с какой-то премией привлекательна для российских компаний. И уменьшает их потери – из-за пандемии коронавируса нового типа спрос на энергоносители рекордно упал и восстанавливается не так быстро, как многим хотелось бы.

О значительных премиях все же говорить не приходится – цены по спотовым контрактам сегодня в Японии на уровне $2,5 за миллион британских термальных единиц. Это очень низкие цены, они не дают больших прибылей с поставок. И ситуация осложняется тем, что в японской экономике несколько лет назад наметился кризис – соответственно, нет и роста спроса на энергоносители", - подчеркивает Гривач.

Россия ставит на рынок Китая

В 2018 году "Новатэк" начал поставлять СПГ в Китай по Северному морскому пути – оказалось, этот маршрут дает определенные преимущества российскому сырью в сравнении с конкурентами. Чистое время в пути СПГ-танкеров из российского порта Сабетта до места назначения в порту Цзянсу Жудун составило 19 дней по сравнению с 35 днями поставки по традиционному маршруту через Суэцкий канал и Малакский пролив.

Планируется, что для целей проекта "Ямал СПГ" будет задействовано в общей сложности 15 СПГ-танкеров ледового класса Arc7 грузовместимостью более 170 тысяч кубометров каждый. Пока курсируют только два - "Владимир Русанов" и "Эдуард Толль", остальные заказаны российским и китайским верфям. В целом компания проводит важную для России работу по освоению Севморпути, обеспечивая рост грузоперевозок и открывая новые рынки для сырья из РФ.

"Ставка на азиатские рынки до начала пандемии выглядела более чем логичной. Речь не о Японии, которая крайне неохотно переводит свою энергетику с экологически "грязного" угля на газ – там перспектив не заметно. Куда больше надежд на Китай, который показывал определенный рост спроса даже в разгар эпидемии коронавируса. Именно там разворачивается главная конкуренция между поставщиками.

В период пандемии предложение стало выше, чем был готов покупать Китай. Сейчас ситуация восстанавливается. Но все ждут полного восстановления ситуации, когда спрос на энергоносители в КНР вновь выйдет на пиковый уровень, и при этом желательно бы видеть на приемлемом уровне мировые цены на голубое топливо. Пока же азиатский рынок "замер", как и европейский. И когда спрос выйдет на уровень конца 2019 года, непонятно", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 24.07.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики