Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без сапог: россиянам не хватает денег на бензин

Без сапог: россиянам не хватает денег на бензин

Россия оказалось на 20-м месте по доступности бензина для граждан

Россия оказалась на 20-м месте по доступности автомобильного бензина для населения страны. При этом бензин в стране дорожает в противовес падающим ценам на нефть. Ситуацию осложняет налоговый маневр и действия ЦБ, ослабляющие рубль и работающие на экспортеров топлива, а платят за это российские потребители, говорят эксперты. По итогу года цена на бензины вырастет на 10-12%, ожидают они.

Российская федерация занимает 20-е место в рейтинге доступности бензина для населения, свидетельствует рейтинг, подготовленный «РИА-Рейтинги». В своем исследовании эксперты агентства учитывали средние цены на бензин во втором полугодии 2020 года, а также средние показатели по заработным платам граждан в стране. Так, согласно расчетам аналитиков, всего на одну зарплату россиянин может приобрести 924,9 литра бензина при среднестатистической цене бензина в 46,4 рубля за литр.

При условии, что в среднем россияне зарабатывают в месяц по 42,9 тыс рублей.

Такие показатели зарплаты приводит Росстат в обзоре по итогам второго квартала 2020 года. Впереди России по доступности бензина оказались такие страны как Чехия, Казахстан, Эстония и Словения. А лидирует в рейтинге Люксембург, Норвегия и Австрия. 

Во втором квартале этого года в период действия самоизоляции цены на бензин замерли, на фоне резкого снижения автомобильного трафика и, как следствие, потребления. Как только карантинные ограничения были сняты, на оптовом топливном рынке сложилась, на первый взгляд, противоестественная ситуация — при низких ценах барреля нефти Urals биржевые цены бензина начали ставить новые рекорды. Так, в начале июля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже оптом АИ-95 уже продавался за рекордные 60 тысяч рублей за тонну.

В то же время с начала лета по середину июля в среднем бензины АИ-95 и АИ-92 на АЗС подорожали на 1,5% и 1,3% соответственно. Ранее премьер-министр Мишустин поставил задачу правительству удержать рост стоимости топлива в пределах годовой инфляции. Индекс роста потребительских цен пока не превышает 3%. Однако динамика роста такова, что розничные цены топлива быстро превысят заданные ориентиры.

Только за одну неделю с 13 по 17 июля бензин Аи-92 подорожал на 5 коп. в сравнении с предыдущей неделей (до 43,33 руб. за литр), свидетельствуют данные информационно-аналитического центра Thomson Reuters Kortes. Стоимость Аи-95 выросла на 8 коп. (до 46,78 руб. за литр), а дизель подорожал на 1 коп., (до 48,16 руб. за литр).

Номинально, то есть, без поправки на среднюю зарплату, бензин в России дешевле, чем в Европе, однако с поправкой на зарплату доступность бензина резко снижается, и Россия оказывается ближе к концу рейтинга, отмечает гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

«В дальнейшем можно предположить, что такое положение дел сохранится: доходы населения в России не растут уже несколько лет, а бензин стабильно дорожает», — оценил перспективы в беседе с «Газетой.Ru» Турукалов.

В Российском топливном союзе (РТС) полагают, что сейчас стоимость топлива во многом двигается вверх за счет дефицита, вызванного резким потреблением — после снятия ограничений многие россияне отправились в отпуск на автомобилях по России. Накануне глава союза Евгений Аркуша направил письмо в Федеральное антимонопольное ведомство с просьбой регулятору помочь увеличить производство и поставки топлива по различным каналам сбыта.

Кроме того, производители топлива попросили регулятор снять запрет на импорт дешевого бензина и дизеля из заграницы, чтобы насытить спрос мелкооптовых покупателей.

В России очень жесткое налогообложение переработанного топлива, в том же Казахстане акцизы существенно ниже для конечного потребителя, очертил проблемы старший научный сотрудник Финансового университета и эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. Как таковой конкуренции на рынке нефтепереработки в России нет, за что топливный рынок страны часто называют олигопольным — регионы поделены между крупными компаниями, отмечает эксперт.

«Например, в США переработка нефти разделена: одна компания добывает нефть, а другая ее перерабатывает. В России почти все большие НПЗ принадлежат крупным вертикально-интегрированным компаниям. Независимые НПЗ находятся находятся в плачевном положении, классический пример — довольно современный Антипенский завод, который из-за действующей налоговой системы должен около $4 млрд по кредитным займам», — рассказал «Газете.Ru» Митрахович.

По словам собеседника, входящие в вертикально-интегрированные компании НПЗ защищены от такой ситуации благодаря тому, что последние могут субсидировать свою переработку за счет других видов бизнеса. Немаловажную роль в ценах бензина играет топливный демпфер (обратный акциз), который позволяет правительству частично выплачивать нефтяным компаниям недополученную прибыль при продаже топлива на внутренний рынок. Демпфер был задуман как балансировочный механизм — при низких ценах на нефть уже нефтянники выплачивают деньги в бюджет.

В ближайшее время нет оснований ждать снижения цен.

Оптовые цены на бензин пока слишком высокие, и заправки продолжают работать в убыток, считает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков».

В России, в отличие от американского и европейского рынка, топливные цены оторваны от глобальной конъюнктуры рынка нефтяного, говорит ведущий аналитик инвесткомпании QBF Олег Богданов. По словам эксперта, цены в России растут, если производители видят, что на экспортном рынке продавать выгоднее — следом образуется дефицит. Кроме того, работает бюджетное правило, которое ослабляет российскую валюту: при цене свыше $42 за баррель нефти Минфин через Центральный банк России начинает закупать валюту. Таким образом ослабляется рубль, а ценам на бензин не удается закрепиться.

«Получается игра в одни ворота — в пользу экспортеров, но не в пользу потребителей. Полагаю, такие условия игры ближайшие пару лет точно не изменятся. С учетом роста продовольственной и сырьевой инфляции (на 5-7%), и с учетом ослабления рубля из-за действий ЦБ, включая снижения ключевой ставки, можно ожидать, что по итогу года цены на бензин вырастут на 10-12%», — поделился прогнозом Олег Богданов.

Автор: Тимур Хасанов

Источник: Газета.Ru, 27.07.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики