Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без сапог: россиянам не хватает денег на бензин

Без сапог: россиянам не хватает денег на бензин

Россия оказалось на 20-м месте по доступности бензина для граждан

Россия оказалась на 20-м месте по доступности автомобильного бензина для населения страны. При этом бензин в стране дорожает в противовес падающим ценам на нефть. Ситуацию осложняет налоговый маневр и действия ЦБ, ослабляющие рубль и работающие на экспортеров топлива, а платят за это российские потребители, говорят эксперты. По итогу года цена на бензины вырастет на 10-12%, ожидают они.

Российская федерация занимает 20-е место в рейтинге доступности бензина для населения, свидетельствует рейтинг, подготовленный «РИА-Рейтинги». В своем исследовании эксперты агентства учитывали средние цены на бензин во втором полугодии 2020 года, а также средние показатели по заработным платам граждан в стране. Так, согласно расчетам аналитиков, всего на одну зарплату россиянин может приобрести 924,9 литра бензина при среднестатистической цене бензина в 46,4 рубля за литр.

При условии, что в среднем россияне зарабатывают в месяц по 42,9 тыс рублей.

Такие показатели зарплаты приводит Росстат в обзоре по итогам второго квартала 2020 года. Впереди России по доступности бензина оказались такие страны как Чехия, Казахстан, Эстония и Словения. А лидирует в рейтинге Люксембург, Норвегия и Австрия. 

Во втором квартале этого года в период действия самоизоляции цены на бензин замерли, на фоне резкого снижения автомобильного трафика и, как следствие, потребления. Как только карантинные ограничения были сняты, на оптовом топливном рынке сложилась, на первый взгляд, противоестественная ситуация — при низких ценах барреля нефти Urals биржевые цены бензина начали ставить новые рекорды. Так, в начале июля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже оптом АИ-95 уже продавался за рекордные 60 тысяч рублей за тонну.

В то же время с начала лета по середину июля в среднем бензины АИ-95 и АИ-92 на АЗС подорожали на 1,5% и 1,3% соответственно. Ранее премьер-министр Мишустин поставил задачу правительству удержать рост стоимости топлива в пределах годовой инфляции. Индекс роста потребительских цен пока не превышает 3%. Однако динамика роста такова, что розничные цены топлива быстро превысят заданные ориентиры.

Только за одну неделю с 13 по 17 июля бензин Аи-92 подорожал на 5 коп. в сравнении с предыдущей неделей (до 43,33 руб. за литр), свидетельствуют данные информационно-аналитического центра Thomson Reuters Kortes. Стоимость Аи-95 выросла на 8 коп. (до 46,78 руб. за литр), а дизель подорожал на 1 коп., (до 48,16 руб. за литр).

Номинально, то есть, без поправки на среднюю зарплату, бензин в России дешевле, чем в Европе, однако с поправкой на зарплату доступность бензина резко снижается, и Россия оказывается ближе к концу рейтинга, отмечает гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

«В дальнейшем можно предположить, что такое положение дел сохранится: доходы населения в России не растут уже несколько лет, а бензин стабильно дорожает», — оценил перспективы в беседе с «Газетой.Ru» Турукалов.

В Российском топливном союзе (РТС) полагают, что сейчас стоимость топлива во многом двигается вверх за счет дефицита, вызванного резким потреблением — после снятия ограничений многие россияне отправились в отпуск на автомобилях по России. Накануне глава союза Евгений Аркуша направил письмо в Федеральное антимонопольное ведомство с просьбой регулятору помочь увеличить производство и поставки топлива по различным каналам сбыта.

Кроме того, производители топлива попросили регулятор снять запрет на импорт дешевого бензина и дизеля из заграницы, чтобы насытить спрос мелкооптовых покупателей.

В России очень жесткое налогообложение переработанного топлива, в том же Казахстане акцизы существенно ниже для конечного потребителя, очертил проблемы старший научный сотрудник Финансового университета и эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. Как таковой конкуренции на рынке нефтепереработки в России нет, за что топливный рынок страны часто называют олигопольным — регионы поделены между крупными компаниями, отмечает эксперт.

«Например, в США переработка нефти разделена: одна компания добывает нефть, а другая ее перерабатывает. В России почти все большие НПЗ принадлежат крупным вертикально-интегрированным компаниям. Независимые НПЗ находятся находятся в плачевном положении, классический пример — довольно современный Антипенский завод, который из-за действующей налоговой системы должен около $4 млрд по кредитным займам», — рассказал «Газете.Ru» Митрахович.

По словам собеседника, входящие в вертикально-интегрированные компании НПЗ защищены от такой ситуации благодаря тому, что последние могут субсидировать свою переработку за счет других видов бизнеса. Немаловажную роль в ценах бензина играет топливный демпфер (обратный акциз), который позволяет правительству частично выплачивать нефтяным компаниям недополученную прибыль при продаже топлива на внутренний рынок. Демпфер был задуман как балансировочный механизм — при низких ценах на нефть уже нефтянники выплачивают деньги в бюджет.

В ближайшее время нет оснований ждать снижения цен.

Оптовые цены на бензин пока слишком высокие, и заправки продолжают работать в убыток, считает Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков».

В России, в отличие от американского и европейского рынка, топливные цены оторваны от глобальной конъюнктуры рынка нефтяного, говорит ведущий аналитик инвесткомпании QBF Олег Богданов. По словам эксперта, цены в России растут, если производители видят, что на экспортном рынке продавать выгоднее — следом образуется дефицит. Кроме того, работает бюджетное правило, которое ослабляет российскую валюту: при цене свыше $42 за баррель нефти Минфин через Центральный банк России начинает закупать валюту. Таким образом ослабляется рубль, а ценам на бензин не удается закрепиться.

«Получается игра в одни ворота — в пользу экспортеров, но не в пользу потребителей. Полагаю, такие условия игры ближайшие пару лет точно не изменятся. С учетом роста продовольственной и сырьевой инфляции (на 5-7%), и с учетом ослабления рубля из-за действий ЦБ, включая снижения ключевой ставки, можно ожидать, что по итогу года цены на бензин вырастут на 10-12%», — поделился прогнозом Олег Богданов.

Автор: Тимур Хасанов

Источник: Газета.Ru, 27.07.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики