Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия оставила Белоруссии два пути урегулирования газовых споров

Россия оставила Белоруссии два пути урегулирования газовых споров

Оценка "Газпрома" цены поставок газа в Белоруссию в 2020 году показывает: Россия не намерена пересматривать условия контракта в угоду требованиям Минска. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

На совете директоров компании "Газпром" озвучили общие расчеты газовых взаимоотношений России и Белоруссии в 2020 году. Так, исходя из рыночной стоимости расчетная цена поставляемого газа в 2020 году в РБ должна ориентировочно составить $2,69 млрд. А примерная стоимость услуг по транспортировке газа через территорию Белоруссии в 2020 году примерно составит $345 млн.

Это сообщение поставило точку на претензиях белорусской стороны. С начала 2020 года Минск настаивает, что российский газ он должен получать куда дешевле, чем оговоренные контрактом $127 за тысячу кубометров. В частности, РБ заявляет, что "справедливая стоимость" составляет $40-45 за тысячу кубов – якобы именно по этим котировкам газ торгуется в Европе. Москва справедливо парирует: контракт, который подписала белорусская сторона, должен выполняться. И он вполне отвечает рыночным реалиям.

"Если проанализировать заявленные на совете директоров "Газпрома" цифры по 2020 году, то мы видим: ценовую политику Россия не меняла, - отмечает Гривач. – Примерная выручка с продажи газа соответствует цене, прописанной в контракте с Минском. Следовательно, возражения белорусских политиков были признаны Москвой безосновательными. И такое решение вполне ожидаемо, так как Минск политизировал вопрос и пытался на нем спекулировать.

О сумме транзита, которую получит Белоруссия за пропуск российского газа по своей территории в Европу, тоже можно говорить с термином "рыночная". Однако здесь все же приходится делать оговорку. Трубопровод целиком и полностью принадлежит "Газпрому" – российская компания его построила за свой счет, после чего Минск получил еще $5 млрд за разрешение для России эту трубу использовать. При этом РБ получает ежегодные прибыли за транзит, так что любые претензии Минска безосновательны".

Минск политизирует цену газа

В конце 2019 года РФ и Белоруссии удалось договориться только о порядке формирования цен на первые два месяца 2020 года. Протокол, который определяет порядок формирования цен в 2020 году, был подписан "Газпромом" и правительством Белоруссии в феврале. Как было объявлено по итогам встречи президентов стран Владимира Путина и Александра Лукашенко, Россия продолжит поставлять газ на условиях 2019 года, то есть по цене $127 за тысячу кубометров.

Ежегодно Белоруссия импортирует из РФ около 20 млрд кубометров газа. При этом Минск регулярно настаивает на необходимости пересмотра цен на газ из РФ с определением их "корректного и справедливого" уровня. Президент Александр Лукашенко в одном из своих выступлений заявил, что российский газ для республики в нынешних условиях должен стоить примерно втрое дешевле, чем указывается в подписанном белорусской стороной контракте.

"Минск намеренно политизирует вопрос газовых цен, игнорируя простой и естественный факт: есть контракт, условия которого нужно выполнять. Заявления о цене в $40-45 за тысячу кубов абсурдны, так как это цена спотовых контрактов в Европе, которые отражают нынешнее деструктивное состояние газового рынка из-за коронавирусных ограничений. Реальные цены на газ в Евросоюзе сейчас выше, в том числе стоимость российского газа.

В последнее время все большая часть отношений с Россией намеренно политизируется белоруской стороной. Диалог осложняется предстоящими в августе в РБ президентскими выборами. Но пока мы видим, что российский газовый поставщик исходит из рациональных оценок стоимости газа и контрактных обязательств, которые взяли на себя обе стороны. Что в итоге и выливается в ожидаемые по итогам года цифры прибылей", - подчеркивает Гривач.

Белоруссия не признает газовый долг

Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер в конце мая заявлял, что газовый холдинг готов начать переговоры с Белоруссией по условиям поставок российского газа в 2021 году после погашения ею долга в размере $165,57 млн. В Минске тогда ответили, что Белоруссия не имеет задолженности за импортируемый природный газ, есть разногласия по определению стоимости поставляемого природного газа с учетом его калорийности.

Как отметил 17 июля министр энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич, Белоруссия и Россия продолжают переговоры по вопросам снижения цены на российский газ для поставок в республику в нынешнем и 2021 году. Судя по итогу заседания совета директоров "Газпрома", существенного прогресса Минску добиться не удалось. Хотя о "продолжении переговоров" белорусская сторона настойчиво твердит с февраля.

"Ситуация с газовым долгом Белоруссии решается, по большому счету, только двумя способами. Один из них – переговоры с Россией для поиска взаимовыгодного для обеих сторон компромисса. Но судя по сегодняшней обстановке в РБ, едва ли сейчас подобный сценарий реализуем. Второй вариант, который никогда не приходится исключать – Россия взыщет задолженность в судебном порядке, это также предусмотрено контрактом.

Но нужно понимать, что ситуация в РБ сейчас сильно искажена политическими процессами. "Белгазпромбанк" практически подвергнут рейдерскому захвату, в раже предвыборной гонки делаются резкие заявления и жесты. Пока политические вопросы в стране не будут урегулированы, говорить о позитивных переговорах в мирном ключе, похоже, не получится", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 03.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики