Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша ищет лазейки в законах ЕС против "Северного потока-2"

Польша ищет лазейки в законах ЕС против "Северного потока-2"

Штраф к "Газпрому" из-за "Северного потока-2" показал, что Польша хватается за любую соломинку, лишь бы навредить проекту. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Польское Управление по охране конкуренции и потребителей (UOKiK) вменил российской компании "Газпром" штраф в 213 млн злотых, что эквивалентно $57 млн. В сообщении на сайте регулятора это назвали результатом отсутствия сотрудничества в разбирательстве, которое проводится в связи со строительством газопровода "Северный поток-2". Поясняется, что расследование касается создания консорциума, финансирующего строительство, без необходимого на то согласия председателя UOKiK.

"Председатель регулятора Томаш Хрустный предъявил обвинения шести компаниям: "Газпром", Engie, а также Uniper, OMV, Shell и Wintershall. В ходе этого разбирательства председатель UOKiK обратился за документами, относящимися к делу также к "Газпрому", однако компания отказалась предоставить информацию, важную для проводимого разбирательства", - сообщили в Польше.

"Польша воспользовалась пробелом в европейском законодательстве для предъявления претензий к проекту, к которому фактически никакого отношения не имеет, - отмечает Митрахович. – Варшава даже не входила в число игроков, которые должны были выдать разрешение на строительство трубопровода – он не проходит по польским территориальным водам. То есть с точки зрения здравого смысла что-то расследовать здесь и предъявлять требования Варшава не вправе.

Однако европейское законодательство еще молодое и в нем немало различных прорех и лазеек, которые можно использовать в своих целях, чем уже давно Варшава и занимается. В частности, один из законов прописывает: если компания работает на территории Польши, то должна согласовывать с ней проекты, которые могут так или иначе влиять на польские интересы. Варшава по своему усмотрению может провести экспертизу таких проектов.

Поляки уже выкатили подобный штраф год назад компании Engie – французы, естественно, платить отказались. В целом мы видим, что Польша пытается найти хоть какие-то аргументы и способы помешать строительству "Северного потока-2" – страна изначально была противником проекта. Но в своих амбициях Варшава рискует перегнуть палку и навредить себе довольно серьезно без гарантий, что помешать запуску "Северного потока-2" ей все же удастся".

Польша объявляет войну бизнесу ЕС

"Северный поток-2" – второй проект газовой магистрали, прокладываемой по дну Балтийского моря от побережья России в Германию. Первый проект был введен в эксплуатацию в 2012 году и с тех пор поставляет "голубое топливо" в ЕС напрямую без стран-посредников. Второй проект должен был быть достроен к концу 2019 года, однако санкции США запретили европейским компаниям предоставлять для этого суда-трубоукладчики, после чего швейцарская Allseas отвела свою технику с места проведения работ.

На сегодняшний день подводная часть газопровода проложена на 94% по двум ниткам – Россия намеревается завершить прокладку своими силами. Польша изначально встала на сторону США и заявила, что "Северный поток-2" является экономической угрозой Европе. Россия, Германия, Австрия и ряд других стран ЕС настаивают: проект носит чисто экономических характер и отвечает интересам энергобезопасности Евросоюза.

"Польша играет в очень рискованную игру предъявляя претензии к консорциуму, финансирующему строительство "Северного потока-2". "Газпром" – лишь один из участников этого альянса, остальные пять компаний – крупные игроки на европейском энергорынке. И если Варшава начнет всем им вменять штрафы, что вполне естественно из-за консорциума, то рискует испортить с ними отношения. В этой войне полякам не выиграть.

Ожидаемо, что "Газпром" и другие компании оспорят штрафы в европейских судах. Насколько это может быть успешно предсказать сложно – законодательство Евросоюза очень молодое, далеко не по всем аспектам даже сложилась правоприменительная практика. Возможно, полякам даже удастся заставить заплатить компании, которые работают на ее территории. И тогда не факт, что аппетиты Варшавы ограничатся одним штрафом", - подчеркивает Митрахович.

Ссора с Западной Европой

UOKiK еще в начале июня возбудил дело в отношении "Газпромa" из-за отсутствия сотрудничества в ходе антимонопольного расследования. Антимонопольный орган Польши в 2018 году инициировал расследование относительно предполагаемой концентрации ПАО "Газпром" и европейских партнеров-кредиторов в ходе реализации проекта "Северный поток 2". "Газпром" в том же году направил UOKIK возражения на его позицию и ходатайствовал о прекращении процедуры антимонопольного расследования.

Руководство UOKiK придерживается позиции, что заключенные в апреле 2018 году финансовые соглашения по проекту преследуют ту же цель, что и создание совместного предприятия и, соответственно, требуют согласия UOKIK. А создание совместного акционерного предприятия Польше удалось оспорить еще до начала строительства. Потому европейским игрокам акции "Северного потока-2" не положены.

"Первый "Северный поток" строился на условии равноправного партнерства "Газпрома" с европейскими компаниями, так что последние стали совладельцами газопровода. Польша объявила, что такой подход противоречит ее интересам, потому второй газопровод проекта строят уже не соакционеры, а партнеры-кредиторы. То есть претензии поляков, которые вообще стремились блокировать строительство, удалось таким образом обойти.

Если поляки продолжат слишком жестко действовать в отношении крупных компаний ЕС, то рискует заиграться и нарваться на серьезные последствия со стороны энергогигантов Западной Европы. Однако и Варшава демонстрирует, что готова биться до последнего в попытках блокировать "Северный поток-2". Так что вокруг проекта развивается новое противостояние, ядром которого в очередной раз становятся поляки", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 03.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики