Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток — 2» опять не строят

«Северный поток — 2» опять не строят

Как Польша мешает прокладке газопровода

«Газпром» до сих пор не приступил к достройке «Северного потока — 2». 3 августа истек срок обжалования разрешения Датского энергетического агентства на использование якорных судов при прокладке трубопровода в Балтийском море, теперь компания может возобновить работы по строительству «Северного потока — 2». Но пока оператор газопровода Nord Stream 2 не согласовал новый график прокладки труб. Несмотря на то, что «Газпром» урегулировал разногласия с Данией, проблемы возникли с Польшей, которая формально с проектом не связана. Может ли это помешать строительству «Северного потока — 2»? И какие еще остаются риски? Разбирался Владислав Викторов. 

Дания дольше всех тянула с выдачей разрешения на прокладку трубопровода в своей исключительной экономической зоне. В 2017 году страна согласовала все необходимые документы, но позже, из-за протестов экологов их пришлось отозвать. Оказалось, что на дне Балтийского моря находится захоронение химического оружия. А поскольку трубы укладывают с помощью якорных судов, то есть риск его повредить. После длительных разбирательств Датское энергетическое агентство признало, что оставшаяся часть газопровода будет проходить вне этой зоны, но приступить к работе Nord Stream 2 AG должна была только после 3 августа.

И, несмотря на то, что теперь ничто не угрожает строительству, нерешенными остаются несколько вопросов, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович: «Приняли ли датчане страховку, которая будет использоваться российскими судами? До сих пор были слухи, что Россия предлагала страховку какой-то крупной российской страховой компании, а датчане требовали какого-то западного страховщика, который опасался работать с Россией. И, поскольку мы сейчас ожидаем, что могут последовать американские санкции, под которыми могут оказаться самые разные компании, предоставляющие разные услуги, есть риск, что работы могут задержаться».

Проблем «Северному потоку — 2» 3 августа добавила и Польша.

Управление по защите конкуренции и прав потребителей страны наложило на «Газпром» штраф в €57 млн из-за того, что компания не предоставила антимонопольной службе данные о контрактах с партнерами.

Сведения управление запросило еще в январе, там считают, что «Газпром» и ряд его европейских инвесторов создали консорциум для строительства «Северного потока — 2». И хотя формально Польша не имеет отношения к работам по прокладке газопровода, по законам Евросоюза, она может требовать от компаний необходимые документы, говорит независимый эксперт энергетического рынка Дмитрий Лютягин, да и штраф взыскать тоже может: «С учетом политизированности вопроса может. “Газпром” ведет свою коммерческую деятельность, в том числе на территории Польши. То есть, если так посмотреть, то Польша потребляет порядка 4% газа, который “Газпром” поставляет на экспорт. Это порядка 9,7-10 млрд куб. м газа в год, — это объем тех операций, которые, в принципе, могут быть подвержены риску».

Год назад польское Управление по защите конкуренции и прав потребителей уже выставляла штраф одному из партнеров Nord Stream 2 AG за отказ предоставить документы — больше €40 млн должна была заплатить французская Engie. Но у Польши в истории с «Северным потоком — 2» есть и свои экономические интересы, отмечает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов: «В 2015 году “Газпром” обращался к Польше с тем, чтобы после прекращения реализации проекта “Южный поток” построить вторую нитку газопровода “Ямал — Европа” через территорию Польши. Польша тогда отказала. Таким образом, поляки столкнулись с тем, что, неверно оценив свои переговорные позиции, упустили выгоду, притом выгоду существенную».

А что касается документов, которые запросило польское Управление по защите конкуренции и прав потребителей у «Газпрома», то, по мнению Александра Фролова, у компании было право не предоставлять их польскому регулятору.

Впрочем, сумма штрафа в 57 млн руб. для «Газпрома» не такая уж и большая.

«Польский регулятор получал необходимую документацию, связанную с “Северным потоком — 2”, а контракты, вообще-то, являются предметом коммерческой тайны. Ну, видимо, “Газпром” сказал: “Ребята, это коммерческая тайна”. А они сказали: “Ну ладно, тогда платите штраф”. Думаю, обжаловать он попробует, но если не получится, заплатит. На фоне всех остальных трат это сущие копейки», — добавил Александр Фролов.

В «Газпроме» уже заявили, что обжалуют штраф Управления по защите конкуренции и прав потребителей Польши. В компании отметили, что будут защищать свои интересы в суде, а польскому регулятору придется доказать состоятельность своей позиции.

В январе Владимир Путин заявлял, что строительство «Северного потока — 2» завершится до конца этого года, либо в первом квартале следующего. Тогда же газопровод введут в эксплуатацию.

Источник: Коммерсантъ FM, 04.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики