Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Еще одна зацепка»: как санкции Польши отразятся на «Северном потоке — 2»

«Еще одна зацепка»: как санкции Польши отразятся на «Северном потоке — 2»

Варшава оштрафовала Газпром на 57 миллионов евро за отказ предоставить запрошенные польским регулятором данные о проекте «Северный поток — 2». Как санкции отразятся на судьбе газопровода по дну Балтики, «Вечерняя Москва» спросила у ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателя Финансового университета при правительстве России Станислава Митраховича.

Строительству «Северного потока — 2» штраф не помешает, уверен он.

— Это не принципиальная новость. Фундаментально она расклады не меняет. Не так давно Газпром перечислил Польше 1,5 миллиарда долларов в рамках Стокгольмского арбитража. На этом фоне 50 миллионов — небольшая сумма. Штраф не отразится на строительстве «Северного потока — 2», на него могут повлиять другие сюжеты, связанные с США, — отметил Митрахович.

По мнению эксперта, у Польши есть возможности влиять на Газпром. У российской компании имеются активы в этой стране ЕС. Проходящий там трубопровод Ямал — Европа частично принадлежит Газпрому. И компания продает Польше газ.

— Но я не думаю, что поляки сверхкруто будут бить, иначе есть вероятность поссориться с европейскими партнерами. История с Engie Energy и так стала для них напряженной, — заметил эксперт.

Напомним, в ноябре 2019 года французская компания Engie выплатила Польскому комитету конкуренции и защиты потребителей (UOKiK) порядка 45 миллионов долларов за то, что «постоянно и необоснованно отказывала» в отправке запрошенных документов по «Северному потоку — 2».

Энергоэксперт отметил, что Варшава приложила немало усилий с целью сорвать строительство «Северного потока — 2».

— Польша ищет зацепки в молодом праве Европейского союза, чтобы помешать России достроить «Северный поток — 2». В свое время именно Польша, ухватившись за особенности европейского права, нашла там пункт, что нельзя создать компанию-консорциум, которая строила бы «Северный поток — 2» без согласия с Польшей, потому что те компании, которые будут строить газопровод, тоже будут работать в Польше, — напомнил Митрахович.

Именно благодаря Польше пришлось поменять схему строительства газопровода по дну Балтийского моря. Если в «Северном потоке — 1» европейские партнеры были соакционерами, то в «Северном потоке — 2» они не владеют проектом, а лишь его кредитуют, уточнил он.

СПРАВКА «ВМ»

«Северный поток — 2» предусматривает транзит газа из России в Германию через Балтийское море. Разрешение на строительство уже выдали ФРГ, Финляндия и Швеция. Против проекта выступают США, Украина, Латвия и ряд других государств. Лидеры этих стран считают проект политическим, однако президент РФ Владимир Путин неоднократно опровергал это, утверждая, что Россия преследует исключительно экономические цели.

Санкции США против российского газопровода. 20 декабря президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет страны, который предусматривает санкции в отношении компаний, участвующих в строительстве газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Из-за угрозы санкций швейцарская компания Allseas, которая прокладывала трубы для газопровода, приостановила работы. Завершить строительство трубы могут российские корабли «Академик Черский» и «Фортуна». По словам президента, СП-2 будет готов к первому кварталу 2021 года.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 03.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики