Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович рассказал об оставшихся рисках для "Северного потока - 2" (аудио)

Митрахович рассказал об оставшихся рисках для "Северного потока - 2" (аудио)

Противники "Северного потока - 2" используют любую возможность, чтобы воспрепятствовать строительству, но главный риск для реализации проекта кроется в американских санкциях

Антимонопольный регулятор Польши UOKiK в начале недели сообщил, что оштрафовал "Газпром" на 213 миллионов злотых (более 48 миллионов евро) за отказ сотрудничать по делу "Северного потока - 2". Ведомство пояснило, что максимально возможный штраф наложен на российскую компанию за отказ предоставить информацию, важную для проводимого разбирательства.

С 4 августа вступило в силу разрешение Датского энергетического агентства на возобновление строительства газопровода "Северный поток - 2". Теперь при работах в датских водах можно использовать суда не только с динамическим, но и с якорным позиционированием.

Противники "Северного потока - 2" используют любую возможность, чтобы насолить проекту, главный из оставшихся рисков таится в американских санкциях, отметил в эфире радио Sputnik экономист, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

"Даже если "Газпром" заплатит 50 миллионов евро польского штрафа, это никак не изменит расклад сил с "Северным потоком - 2". Польша пытается хвататься за любой момент, используя особенности права ЕС. Там есть такой момент, что компания, которая реализует проект в Евросоюзе, но не на территории Польши, и при этом имеет там бизнес, должна согласовать этот проект в том числе и с Варшавой. Поэтому Польша и говорит - давайте нам все документы, какие мы только придумаем. Но у "Газпрома" другая позиция, и, возможно, будут суды, которые могут перейти на уровень ЕС", - заявил Митрахович.

Эксперт напомнил, что подобные претензии Польша предъявляла и французской компании Engie, которая является кредитором и партнером "Северного потока - 2".

"Если Польша будет перегибать палку и ссориться с западноевропейскими компаниями, это может плохо для нее кончиться. Подводная часть газопровода стоит около 11 миллиардов евро - в этой игре большие ставки, и 50 миллионов это не принципиальный момент. В крайнем случае "Газпром" заплатит эти деньги, и на общую расстановку сил это не повлияет", - сказал Станислав Митрахович.

Коснувшись разрешения Дании на продолжение строительства, эксперт отметил, что в исключительной экономической зоне Копенгаген не имел права ничего запретить. "Это не та территория Дании, где она может делать все что угодно. По существующей международно-правовой базе она имеет там приоритет в вопросах регулирования, но запретить ничего не может", - пояснил аналитик.

По его словам, самую значительную опасность для "Северного потока - 2" представляют американские санкции.

"Возможны санкции США против компаний, которые будут принимать газ из "Северного потока - 2" на территории Германии, или против компаний, которые предоставляли участникам проекта логистические и финансовые услуги", - предположил Митрахович.

"Вопрос в том, насколько США готовы к масштабному конфликту с Европой, который неизбежно случится, если американцы начнут направо и налево бить по европейским компаниям. Тогда уже речь пойдет не про "Северный поток - 2", а про саму суть отношений Америки и Европы", - заключил собеседник Sputnik.

Польский регулятор расследует создание консорциума, который финансирует строительство газопровода "Северный поток - 2" без одобрения Варшавы. В рамках расследования регулятор предъявил обвинение российскому "Газпрому" и пяти его европейским партнерам: Engie, Uniper, OMV, Shell и Wintershall.

Работы по сооружению "Северного потока - 2" планировалось завершить в прошлом году, однако швейцарский подрядчик Allseas отвел свои суда с Балтики под угрозой санкций со стороны США. В июне США пригрозили европейским участникам проекта новыми санкциями. Москва осудила экстерриториальные санкции Вашингтона и заявила, что достроит газопровод своими силами.

Источник: Sputnik Латвия, 05.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики